Практика применения антимонопольного законодательства в Ингушском УФАС России «Реализация Национального плана развития конкуренции в РФ»
22 июля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о состоянии конкуренции

Практика применение антимонопольного законодательства в Ингушском УФАС России

«Реализация Национального плана развития конкуренции в РФ»

Основные цели и задачи деятельности антимонопольных органов России в 2018 году и двух последующих годов связаны с реализацией Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618.

Указ Президента РФ предусматривает определение основных направлений государственной политики по развитию конкуренции; основных стратегических целей, принципов государственной политики по развитию конкуренции, а также ключевых показателей в наиболее актуальных отраслях экономики (видах деятельности), а также объединение деятельности и усилий в этом направлении всех ветвей и уровней власти, институтов гражданского общества.

В настоящий момент в целях реализации данного Указа в Республике Ингушетия приняты несколько нормативно-правовых актов:

- Постановление Правительства Республики Ингушетия от 24 августа 2018 г. № 135 внесены изменения в Положения органов исполнительной власти Республики Ингушетия, предусматривающие приоритеты целей и задач по содействию развития конкуренции на товарных рынках;

- Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 15 февраля 2019 г. № 92-р утверждена Форма акта об антимонопольном комплаенсе, согласно представленной информации все органы власти должны принять документ об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность в отношении органов власти и органов местного самоуправления по статьям 15, 16, 17. При этом, согласно Национального плана развития конкуренции к 2020 году необходимо снизить в два раза число антимонопольных нарушений, допускаемых органами власти.

При этом проведенный анализ Управлением показал, что данная система внутреннего контроля не работает, многие органы власти до сих не приняли карту риска нарушение антимонопольного законодательства и дорожные карту по их минимизации, нарушение антимонопольного законодательства не снижаются, акты принимаемые органами власти не проходят внутренний контроль в соответствии требованиями антимонопольного комплаенса.

В основном нарушение допускаются в части ограничение конкуренции при издании актов, действии бездействии органов власти, при проведении торгов, так в этом 2019 году выдано 11 предупреждении по статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции», из них 90% исполнены в установленный срок, что свидетельствует об отсутствии внутреннего контроля, т.е. антимонопольного комплаенса, так как соблюдение требований антимонопольного комлаенса в части согласования принимаемых актов и действий со стороны органов власти привело бы к предотвращению нарушений.

Ингушским УФАС России проведено несколько мероприятий по разъяснению Национального плана развития конкуренции. В органах власти и органах местного самоуправления слабо развита работа в направлении развития конкуренции, нет дорожных карт по содействию развития конкуренции, не у всех утверждены инвестиционные паспорта, при этом утвержденные инвестиционные паспорта приняты для галочки.

В настоящий момент Ингушским УФАС России совместно с Минэкономразвития Ингушетии ведется работа по формированию «Дорожной карты» по содействию развития конкуренции.

Должна быть максимальная синхронизация при исполнении Национального плана развития конкуренции и национальных проектов для достижения положительных экономических преобразований. Реализация национальных проектов при помощи проконкурентных моделей даст долгосрочный эффект.

Утверждены 12 нацпроектов ("Демография", "Культура", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Повышение производительности труда и поддержка занятости", "Наука", "Цифровая экономика", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт")

Есть уникальная возможность при реализации национальных проектов дать задел на будущее развитие конкуренции, потому что средства на реализацию проектов действительно выделены серьезные для нашей Республики.

Задачи национальных проектов, по большому счету, перекликаются с задачами по развитию конкуренции на территории страны - это повышение качества жизни граждан и развитие экономики.

Если мы, реализуя национальные проекты, делаем плюсы для конкуренции, то завершение национальных проектов даст возможность нашей экономике быстрее развиваться и решать основные социальные задачи, при этом если национальные проекты будут развиваться в отрыве от механизмов развития конкуренции, то результат может быть совершенно другой.

Задача развития конкурентной среды, задача как федерального, так и регионального уровня.

За период с 01.01.2019 по настоящее время в Ингушское УФАС России поступило 22 жалоб и обращений на действия (бездействия) Заказчиков и (или) их комиссий при проведении процедур закупок в рамках реализации Национальных проектов. На заседаниях комиссии Ингушского УФАС России признаны обоснованными и частично обоснованными 16 жалоб. При проведении закупок в рамках реализации национальных проектов региональными, федеральными и муниципальными заказчиками Республики Ингушетия выявлено 44 нарушений норм Закона о контрактной системе.

Типовыми нарушениями явились:

- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

- нарушение правил описания объекта закупки;

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

Также часто допускаемым нарушением является не установление или неверное установление дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99.

При выявлении нарушений, которые невозможно исправить на стадии заключения контракта, Ингушским УФАС России выдается предписание о внесении изменений или аннулировании закупки.

Также Ингушским УФАС России ведется работа по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности.

Ингушским УФАС России ежеквартально проводятся публичные обсуждения по практике применения антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе, в ходе проведения которых Ингушским УФАС России разъясняется практика.

Приложенные файлы
доклад_по_НацПлан_РЕ-1564581857.docx (16,7 КБ)
Наверх