доклад на тему "Практика нарушений требований Закона о контрактной системе."
15 февраля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о состоянии конкуренции

Практика нарушений требований Закона о контрактной системе.

 

В рамках осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Ингушским УФАС России с начала года рассмотрено 51 жалоб участников закупок, из которых: 11 возвращены в связи с их несоответствием требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г.№44-ФЗ, 20 жалоб отозваны заявителями. По существу было рассмотрено на заседаниях Комиссии Ингушского УФАС России 20 жалоб. Из рассмотренных по существу жалоб: 2 жалобы поданы на действия федеральных заказчиков либо их комиссий, 17 жалобы - на действия заказчиков РИ и их комиссий, 1 жалоба - на действия муниципальных заказчиков и их комиссий.

Всего за отчетный период признано обоснованными и частично обоснованными 6 жалоб участников закупок.

В ходе рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановых проверок Управлением выявлено 42 нарушений требований норм Закона о контрактной системе.

 

Типовыми нарушениями являлись:

- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

Так, заказчиками нарушаются сроки размещения извещения о проведении закупки, как конкурентных способов определения поставщика, так и в некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком на основании статьи 93 Закона о контрактной системе. Также допускаются нарушения требования к ведению реестра контракта в ЕИС, неразмещение необходимой отчетности и иных документов, необходимых размещение в ЕИС в соответствии с нормами Закона о контрактной системе. При этом особое внимание хотелось бы уделить применению положений Гражданского кодека РФ при корректном определении сроков размещение информации в ЕИС. Так, Закон о контрактной системе, в числе прочего, основывается и на положениях Гражданского кодекса РФ. Статьями 190, 191, 192, 193 и 194 ГК РФ установлены правила исчисления сроков. Вместе с тем при исчислении сроков размещении информации в ЕИС, заказчиками могут быть не учтены положения ГК РФ, что также приводит к нарушении требованиям Закона о контрактной системе в части нарушении сроков размещении информации.

 

- нарушения порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя).

При этом наиболее часто Заказчиками нарушаются требования Закона о контрактной системе в части выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя) при заключении контракта на основании статьи 93 Закона о контрактной системе. Нарушения могут выразиться в неправильном применении статьи 93 Закона о контрактной системе, т.е. Заказчиком неправильно истолкованы положения конкретной части статьи 93 Закона о контрактной системе, и заключен контракта с единственным поставщиком, в то время как следовало осуществить закупку конкурентным способа определения поставщика. Чтобы не допускать подобные нарушения необходимо изучать правоприменительную практику в части применения положений статьи 93 Закона о контрактной системе.

Также нарушения порядка выбора способа определения поставщика Заказчиками допускаются при превышении лимитов заключении контракта с единственным поставщиком на основании статьи 93 Закона о контрактной системы.

 

- нарушения порядка отбора участников закупок.

Это нарушение является одним из наиболее значимых, ввиду того, что влияет на интересы участников закупки напрямую. Обращаем внимание, что за нарушение порядка отбора участником закупки КоАП предусмотрены существенные штрафы на аукционную комиссии Заказчика, при этом участники Закупки могут обжаловать действия аукционной комиссий и восстановить свои законные права. В случае выявления нарушения порядка отбора участником закупки Управлением выдается предписание об отмене протоколов и пересмотре заявок участников закупки.

 

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

В части касающийся нарушения требований документации, влекущих ограничении участником закупки важно отметить, что основные нарушение допускаются при неправомерном установлении дополнительных требований к участникам закупки, если Законом о контрактной системе это не предусмотрены. Также аналогичные нарушение могут быть допущены при описании объекта закупки.

 

 

- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

При заключении контракта Заказчиками допускаются нарушения порядка заключения контракта, при этом случаи бывают разные, как нарушение сроков заключения контракта, так и отказ заказчика заключать контракта с участником закупки. Как пример, недавно, в Управление поступила жалоба от участника закупки. Согласно доводу жалобы, заказчик отказывается в заключение контракта с ним, ввиду того, что он был единственным участником закупки, чья заявка соответствует требованиям аукционной документации. При рассмотрении жалобы по существу в действиях заказчика было признано нарушение порядка заключения контракта, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности, также было выдано предписания о возобновлении процедуры заключения контракта.

Также часто, при проведении совместных проверок с правоохранительными органами, Управлением выявляются случаи нарушения объявленных условий контракта. Поэтому важно отметить, что контракт заключается исключительно на ранее объявленных в закупочной документации условиях проведении закупки.

 

Одним из направлений по контролю соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ является проведение плановых и внеплановых проверок.

За указанный период Ингушским УФАС России проведены 4 внеплановых проверок (не включая внеплановые проверки, проведенные при рассмотрении жалоб участников закупок). В результате проведенных внеплановых проверок выявлено более 30 закупок с нарушениями требований законодательства о контрактной системе. Ведется работа по привлечению виновных должностных лиц за допущенные правонарушения к административной ответственности.

В дополнение к вышесказанному отмечаем, что по прежнему в Управление поступает мало обращений от заказчиков о включении недобросовестных участников закупки в РНП.

Также, по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, установлено, что заказчиками крайне редко ведется работа по привлечению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к ответственности (штрафные санкции, пени) за ненадлежащее исполнение обязательства по контракту.

Приложенные файлы
ФЗ№44-1552471261.docx (19,0 КБ)
Наверх