Доклад «Основные направления и результатах деятельности Ингушского УФАС России за 1 квартал 2021 года»
02 марта 2021, 15:34
Тип документа:
Доклады

 

Доклад

 

«Основные направления и результаты деятельности Ингушского УФАС России за 1 квартал 2021 года»

 

Осуществление государственного контроля Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее - Закон о контрактной системе)

 

В рамках осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Ингушским УФАС России за 1 квартал 2021 года было рассмотрено 12 жалоб при осуществлении закупок в сфере Закона о контрактной системе. По итогам рассмотрения, 7 жалоб было признано обоснованными либо частично обоснованными, 4 необоснованными.

 

Основными допускаемыми нарушениями являются:

1) Нарушение содержания условий контрактов (в 2 закупках);

2) Необоснованный допуск или отклонение участников закупки (в 2 закупках);

3) Нарушение в части содержания протоколов (в 1 закупке);

4) Нарушения описания объекта закупки (1 закупке);

5) Нарушение в части установления единых требование к участникам закупки (в 1 закупке).

 

Типовыми нарушениями являются:

- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

Заказчиками нарушаются сроки размещения извещения о проведении закупок, сроки размещения информации и документов, связанных с исполнением обязательств по контракту, сроки размещения разъяснений положений закупочной документации.

 

- нарушения порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя).

Наиболее часто Заказчиками нарушаются требования Закона о контрактной системе в части выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя) при заключении контракта на основании статьи 93 Закона о контрактной системе. Нарушения могут выразиться в неправильном применении статьи 93 Закона о контрактной системе, т.е. Заказчиком неправильно истолкованы положения конкретной части статьи 93 Закона о контрактной системе, и заключен контракта с единственным поставщиком, в то время как следовало осуществить закупку конкурентным способа определения поставщика. Чтобы не допускать подобные нарушения необходимо изучать правоприменительную практику в части применения положений статьи 93 Закона о контрактной системе.

Нарушения порядка выбора способа определения поставщика, Заказчиками допускаются при превышении лимитов заключения контракта с единственным поставщиком на основании статьи 93 Закона о контрактной системе.

(Нельзя закупать товары которые являются текущими. Например расходник для больниц)

 

- нарушения порядка отбора участников закупок.

Это нарушение является одним из наиболее значимых, ввиду того, что влияет на права и интересы участников закупки. Обращаем внимание, что за нарушение порядка отбора участников закупки КоАП предусмотрены существенные штрафы на комиссии Заказчика, при этом участники Закупки могут обжаловать действия комиссий и восстановить свои законные права. В случае выявления нарушения порядка отбора участников закупки Управлением выдается обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов и пересмотре заявок участников.

 

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

В части касающийся нарушения требований документации, влекущих ограничении участников закупки важно отметить, что основные нарушения допускаются при неправомерном установлении дополнительных требований к участникам, не предусмотренных законодательством. Аналогичные нарушения могут быть допущены при описании объекта закупки, когда объект закупки составлен под определенного производителя.

 

- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

При заключении контракта Заказчиками допускаются нарушения порядка заключения контракта, при этом случаи бывают разные, как нарушение сроков заключения контракта, так и отказ заказчика или участника заключать государственный (муниципальный) контракт.

 

Отдельное внимание стоит уделить инструкции по заполнению заявок, размещенной в составе закупочной документации, которая может ввести участников закупки в заблуждения и отклонению их заявок от участия в торгах. Такие действия часто пресекаются комиссией Управления в ходе рассмотрения жалоб по существу.

 

Часто, при проведении совместных проверок с правоохранительными органами, Управлением выявляются случаи нарушения объявленных условий контракта. Поэтому важно отметить, что контракт заключается исключительно на ранее объявленных в документации условиях проведения закупки.

 

В дополнение к вышесказанному отмечаем, что по-прежнему в Управление поступает мало обращений от заказчиков о включении недобросовестных участников закупки в РНП.

Важно отметить, что по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, установлено, что заказчиками крайне редко ведется работа по привлечению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к ответственности (штрафные санкции, пени) за ненадлежащее исполнение обязательства по контракту.

 

Основные нарушения в сфере поставки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, помимо общих, указанных выше, заключается в нарушении национального режима.

Статьей 14 Закона о контрактной системе установлены следующие ограничения при проведении закупок лекарственных средств и изделий, медицинского назначения:

1) Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Коротко можно отметить следующие особенности, установленные настоящим Постановлением при применении которых допускаются нарушения требований Закона о контрактной системе:

- запрет объединения в один лот включенные и не включенные в перечень №1 медицинских изделий, также в запрет объединения в один лот включенные и не включенные в перечень №2 медицинских изделий (Постановлением утверждены перечень №1- отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска, и перечень №2- медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков).

- для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции, при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".

 

2) Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Отметим следующие значимые положения настоящего Постановления, при применении которых допускаются нарушения требований законодательства о контрактной системе:

- Заказчиком при размещении закупки на поставку лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, могут не установлены настоящие требования, или могут быть неправомерно установлены, когда объектом закупки не является поставка лекарственных средств, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, так как настоящее постановление применяется только к лекарственным средствам, включенным в перечень.

- Уполномоченным органом могут быть допущены нарушения в части применения настоящего Постановления, а также заказчиком при применении условий допуска.

 

 

Контроль в сфере антимонопольного законодательства

 

статья 18.1 135-ФЗ

 

За 1 квартал 2021 года Управлением было рассмотрено 11 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции при проведении закупок по 223-ФЗ и торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. По итогам рассмотрения все жалобы были признаны обоснованными либо частично обоснованными.

 

Основными допускаемыми в 2021 году нарушениями являются:

1) Нарушение описание объекта закупки по 223-ФЗ;

2) Нарушения в части организации проведения торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

 

 

ПРИМЕР:

На сайте торгов был размещен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по 10 лотам. Один лот – это один многоквартирный дом. В Управление поступили жалобы от юридического лица уже осуществляющего управление домами указанных в торгах с просьбой аннулировать проведение таких торгов. Организатор торгов пояснил, что выставил на торги данные дома, так как истек срок действия договора. Управлением в рамках рассмотрения жалобы было установлено, что в случае если договор управления многоквартирным домом истекает, такое договор пролонгируется на тех же условиях и сроках, установленных изначально в договоре, при условии отсутствия претензий сторон договора (стороны договора – жильцы и управляющая компания). По итогам рассмотрения Управлением выданы предписания об аннулировании торгов.

(Пример защиты добросовестного бизнеса)

 

 

Осуществление государственного контроля Федерального закона «О рекламе»

В первом квартале 2021 года Ингушским УФАС России возбуждено 2 дела по признакам нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе по заявлениям, поступившим в Управление в декабре 2020 года. По итогам рассмотрения данных дел вынесено 2 решения о нарушении законодательства.

Кроме того, за отчетный период текущего года в Управление поступило 1 заявление по признакам нарушения законодательства о рекламе, находящееся на стадии рассмотрения.

Об одном вынесенном решении стоит поговорить подробнее, так нарушение выявленное Управлением является злободневным для республики. Дело в том, что Ингушским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля, за исполнением законодательства о рекламе, выявлены признаки нарушения части 1 статьи 7 вышеназванного законодательства, в части распространения рекламы противоэпилептического препарата «Лирика», также известного под названием «Прегабалин», реклама которого запрещена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Ингушским УФАС России был установлен рекламораспространитель вышеуказанной рекламы, который, в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет ответственность за данное нарушение.

Этим рекламораспространителем оказалось одно из обществ с ограниченной ответственностью, которому принадлежит абонентский номер, по которому можно заказать запрещенный к свободному обороту препарат.

На основании изложенного, Ингушским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Закона о рекламе. По итогам рассмотрения дела вынесено решение о признании в действиях юридического лица нарушения требований рекламного законодательства, выдано предписание об устранении нарушений о прекращении распространения в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы противоэпилептического препарата «Лирика», также известного под названием «Прегабалин».

Другое возбужденное и рассмотренное дело. В Ингушское УФАС России поступило заявление по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившегося в формировании и рассылке SMS - сообщения без получения предварительного согласия абонента, перенаправленное в Управление для рассмотрения центральным аппаратом ФАС России.

Проблема с получением не желательных SMS – сообщений в нашей Республике не стоит столь остро, скажем, по большей части в силу того, что на территории Республики Ингушетия совсем недавно стали функционировать крупные торговые сети, приобретая те или иные товары в которых, покупателю предлагается заполнить анкету со своими данными и номером телефона, для оповещения об особых условиях, на которых можно приобрести товар.

В случае получения не желательного SMS – сообщения на свой мобильный номер, житель Ингушетии может обратиться в Ингушское УФАС России и рассчитывать на помощь в решении данной проблемы.

 

 

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности.

 

Ингушским УФАС России в первом квартале 2021 года, на основании решений Управления, вынесенных комиссией по контролю в сфере закупок при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) Заказчика и Уполномоченного органа Республики Ингушетия о нарушении Закона о контрактной системе, о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, а также по материалам поступивших от Прокуратуры Республики Ингушетия, вынесено 81 постановление о назначении административных наказаний на общую сумму 1 511 000 рублей.

Наиболее частым нарушением является утверждение Заказчиком документации не соответствующей нормам статей 64, 33 Закона о контрактной системе, что предусматривает административную ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Не предоставление информации также является частым нарушением. За указанное правонарушение накладываются штрафы крупных размеров.

 

ПРИМЕР:

В результате осуществления мониторинга информации размещенной Уполномоченным органом в единой информационной системе о проведении 16 закупок Министерством здравоохранения Республики Ингушетия, установлены нарушения законодательства о контрактной системе при поставке лекарственных препаратов. Нарушения выразились в утверждении аукционной документации не соответствующей Закону о контрактной системе.

По итогам рассмотрения должностное лицо органа исполнительной власти Республики Ингушетия привлечено к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложенные файлы
Доклад_1_квартал-1615466156.docx (27,5 КБ)
Наверх