Доклад о правоприменительной практике Ингушского УФАС России за 3 квартал 2021 года
26 августа 2021, 15:01
Тип документа:
Доклады

Доклад

об основных направлениях деятельности Ингушского УФАС России за 3 квартал 2021 года

 

Осуществление государственного контроля Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее - Закон о контрактной системе)

 

За 3 квартал 2021 года Управлением было рассмотрено 34 жалоб и обращений при осуществлении закупок в сфере Закона о контрактной системе. По итогам рассмотрения 13 жалоб и обращений были признаны обоснованными либо частично обоснованными, 21 необоснованными. Нарушений выявлено в 16 закупках.

Основными допускаемыми нарушениями являются:

- Нарушения, в части установления требований по запрету, ограничениям, условиям допуска товаров, происходящих из иностранного государства согласно статье 14 Закона о контрактной системе (в 2 закупках);

- Излишнее описание объекта закупки, не предусмотренное каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ) без соответствующего обоснования (в 5 закупках);

- Нарушение описания объекта закупки (в 5 закупках);

- Не установление либо установление несоответствующих пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требований, в части предоставления участниками необходимых лицензий в закупке (в 1 закупке);

- Проведение закупки не предусмотренной план-графиком (статья 16) (в 1 закупке);

- Нарушение в части порядка заключения контракта (статья 83.2) (в 1 закупке);

- Установление критериев оценки с нарушением статьи 32 и Постановления 1085 (в 1 закупке);

- Нарушение содержания условий контрактов (статья 34) (в 1 закупке);

- Нарушение сроков рассмотрения заявок участников закупки (статья 67 и статья 69) (в 2 закупках);

- Нарушение порядка отбора участников закупки (в 2 закупках);

- Не размещение разъяснений положений документации (статья 65) (в 1 закупке);

- Нарушение содержания извещения закупки (в 1 закупке).

Также, проведено 15 внеплановых проверок, где было выявлено нарушений в 5 закупках.

В 3 квартале самым допускаемым нарушением является излишнее описание объекта закупки, не предусмотренное каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ) без соответствующего обоснования.

Суть данного нарушения заключается в том, что есть утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017г. № 145 каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ). Данный каталог представляет собой описание объекта закупки, в пределах которого в силу положений Закона о контрактной системе заказчики обязаны руководствоваться при проведении своих закупок, то есть каталог содержит какое-то ограниченное описание товара, работы, услуги, которое номинально не должны превышать заказчики. Однако при определенном условии Постановление Правительства РФ № 145 позволяет превысить описание объекта закупки КТРУ, в случае наличия в составе документации обоснования необходимости использования дополнительной информации, не предусмотренное КТРУ. Вместе с тем, как часто бывает заказчики описывают объект закупки дополнительными характеристиками отсутствующими в КТРУ, при этом не прикладывают обоснование из чего и вытекает нарушение.

 

Контроль в сфере антимонопольного законодательства

 

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Ингушским УФАС России в 3 квартале 2021 проведено 20 комплексных контрольных мероприятий, направленных на установление признаков нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в том числе 19 внеплановых проверок и 1 плановая проверка).

За указанный период Управлением принято 8 решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства. Три дела находится на стадии рассмотрения:

- 5 решений о наличии в действиях ответчиков по делу требований антимонопольного законодательства (1 решение о нарушении статьи 10 Закона о защите конкуренции, 1 решение о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции, 2 предупреждения, 2 решения о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции, 1 решение о нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции).

 

Также за 3 квартал 2021 года Управлением были рассмотрены 3 жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции при проведении торгов по Земельному кодексу РФ и в рамках исполнительного производства.

Основными допускаемыми в 2021 году нарушениями являются нарушение порядка организации и проведения торгов.

 

Обстоятельства дел:

 

1) В действиях филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» признано нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите, выразившиеся в незаконном составлении акта о безучетном потреблении электрической энергии в отношении ООО «Финал» и начисление задолженности. Ответчику по делу выдано обязательно для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений требований антимонопольного законодательства.

 

2) В действиях ООО «МЕДСПБ», ИП Белолипецких Анна Владимировна, ООО «ОПТОМЕД», ИП Ананьева Ирина Олеговна, ООО «МПК «Елец», ООО «Прайм» признано нарушение пункта 2 части и части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении картельного соглашения и координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

 

3) Администрации Назрановского района выдано предупреждение в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции об отмене акта, ограничивающего конкуренцию, который не соответствует Земельному кодексу РФ и Постановлению Правительства РИ №7 в части организации и проведения торгов для выделения земельного участка под организацию штрафстоянки.

 

4) Также производстве Ингушского УФАС России находится дело в отношении Правительства РИ по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с неисполнением предупреждения об перерасчете нормативов накопления ТКО в соответствии с Постановлением Правительства РФ 269.

 

5) Администрации г. Магас выдано предупреждение в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции об отмене акта, ограничивающего конкуренцию, выразившееся в неправомерном передаче полномочий по выполнению работ по благоустройству и озеленению территории города Магас МКУ «Зеленхоз г. Магас».

Указанное дело примечательно тем, что нарушение было выявлено Общественно-консультативным советом при Ингушском УФАС России.

 

6) В действиях ГБУ «ИРКБ имени А.О. Ахушкова» и ООО «Технострой» признано нарушение статьи 16 Закона о защите, выразившееся в заключении государственного контракта на поставку медицинского оборудования без проведения обязательных процедур торгов. Сумма контракта 31 500 000 руб.

 

7) В действиях Ингушмелиоводхоз и ООО «Гарант» признано нарушение статьи 16 Закона о защите, выразившееся в заключении государственного контракта на проведение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями без проведения обязательных процедур торгов. Сумма контракта 20 000 000 руб.

 

8) Дело в отношении Министерства здравоохранения Республике Ингушетия и общества с ограниченной ответственностью ответственностью «ИТ Медикал» (ООО «КБ ГРУППА») по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции при заключении двух государственных контрактов на поставку медицинского оборудования без проведения обязательных процедур торгов прекращено в связи с неподтверждением в действиях ответчиков по делу факта нарушения требований статьи 16 Закона о защите конкуренции. При этом за факт заключения прямого контракта должностное лицо министерства привлечено к административной ответственности на сумму 50 000 руб.

 

9) Возбуждено и рассматривается дело в отношении ГБУ «ИРКБ имени А.О. Ахушкова» и ООО «Партусмед» по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции выразившееся в заключении 2-х государственных контрактов без проведения обязательных процедур торгов на общую сумму 89 000 000 руб.

 

10) В действиях администрации Назрановского района признано нарушение абзаца 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неправомерной отмене процедуры определения подрядчика и в допущении нарушений при повторном размещении процедуры торгов на организацию штрафстоянки, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции.

 

11) Дело в отношении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия по признакам нарушения абзаца 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении дополнительного соглашения между министерством и ООО «СтроймонтажС», что может привести к созданию преимущественных условий для хозяйствующего субъекта находится в текущем производстве Ингушского УФАС России.

 

 

Осуществление государственного контроля в сфере применения рекламного законодательства

 

В третьем квартале 2021 года в Ингушское УФАС России поступило 2 заявления о нарушении части 1 статьи 18 рекламного законодательства, выразившееся в формировании и рассылке SMS - сообщений без получения предварительного согласия абонента, перенаправленное центральным аппаратом ФАС России в Управление для рассмотрения по существу. По итогам рассмотрения заявлений возбуждено 1 дело. Одно заявление находится на стадии рассмотрения. Кроме того, в результате рассмотрения заявлений поступивших в Управление во 2 квартале текущего года, вынесено 2 решения о признании в действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя нарушения требований рекламного законодательства. Выданы обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.

Проблема с получением не желательных SMS – сообщений в нашей республике не стоит столь остро, скажем, по большей части в силу того, что на территории Республики Ингушетия совсем недавно стали функционировать крупные торговые сети, приобретая те или иные товары в которых, покупателю предлагается заполнить анкету со своими данными и номером телефона, для оповещения об особых условиях, на которых можно в дальнейшем приобрести товар. В таких анкетах мелким шрифтом бывает указано, что персональные данные физлица могут быть переданы третьим лицам.

В случае получения не желательного SMS – сообщения на свой мобильный номер, житель Ингушетии может обратиться в Ингушское УФАС России по установленной форме.

 

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности.

 

Ингушским УФАС России в третьем квартале 2021 года на основании решений Управления, вынесенных комиссией по контролю в сфере закупок при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) Заказчиков и Уполномоченного органа Республики Ингушетия о нарушении Закона о контрактной системе, о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, на основании материалов, поступивших от Прокуратуры Республики Ингушетия, а также на основании актов, составленных по итогам контрольных мероприятий, вынесено 69 постановлений о назначении административных наказаний на общую сумму 1 807 330 тысяч рублей.

Наиболее частым нарушением является утверждение Заказчиком документации не соответствующей нормам статей 64, 33 Закона о контрактной системе, что предусматривает административную ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Не предоставление информации также является частым нарушением. За указанное правонарушение накладываются штрафы крупных размеров.

 

 

Приложенные файлы
Доклад_3_квартал-сентябрь_2021-1631189008.docx (20,5 КБ)
Наверх