Доклад «Основные направления и результаты деятельности Ингушского УФАС России за 2 квартал 2021 года»
03 июня 2021, 13:01
Тип документа:
Доклады

заключения контракта с единственным поставщиком на основании статьи 93 Закона о контрактной системе.

(Нельзя закупать товары которые являются текущими. Например расходник для больниц)

 

- нарушения порядка отбора участников закупок.

Это нарушение является одним из наиболее значимых, ввиду того, что влияет на права и интересы участников закупки. Обращаем внимание, что за нарушение порядка отбора участников закупки КоАП предусмотрены существенные штрафы на комиссии Заказчика, при этом участники Закупки могут обжаловать действия комиссий и восстановить свои законные права. В случае выявления нарушения порядка отбора участников закупки Управлением выдается обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов и пересмотре заявок участников.

 

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

В части касающийся нарушения требований документации, влекущих ограничении участников закупки важно отметить, что основные нарушения допускаются при неправомерном установлении дополнительных требований к участникам, не предусмотренных законодательством. Аналогичные нарушения могут быть допущены при описании объекта закупки, когда объект закупки составлен под определенного производителя.

 

- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

При заключении контракта Заказчиками допускаются нарушения порядка заключения контракта, при этом случаи бывают разные, как нарушение сроков заключения контракта, так и отказ заказчика или участника заключать государственный (муниципальный) контракт.

 

Отдельное внимание стоит уделить инструкции по заполнению заявок, размещенной в составе закупочной документации, которая может ввести участников закупки в заблуждения и отклонению их заявок от участия в торгах. Такие действия часто пресекаются комиссией Управления в ходе рассмотрения жалоб по существу.

 

Часто, при проведении совместных проверок с правоохранительными органами, Управлением выявляются случаи нарушения объявленных условий контракта. Поэтому важно отметить, что контракт заключается исключительно на ранее объявленных в документации условиях проведения закупки.

 

В дополнение к вышесказанному отмечаем, что по-прежнему в Управление поступает мало обращений от заказчиков о включении недобросовестных участников закупки в РНП.

Важно отметить, что по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, установлено, что заказчиками крайне редко ведется работа по привлечению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к ответственности (штрафные санкции, пени) за ненадлежащее исполнение обязательства по контракту.

 

Основные нарушения в сфере поставки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, помимо общих, указанных выше, заключается в нарушении национального режима.

Статьей 14 Закона о контрактной системе установлены следующие ограничения при проведении закупок лекарственных средств и изделий, медицинского назначения:

1) Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Коротко можно отметить следующие особенности, установленные настоящим Постановлением при применении которых допускаются нарушения требований Закона о контрактной системе:

- запрет объединения в один лот включенные и не включенные в перечень №1 медицинских изделий, также в запрет объединения в один лот включенные и не включенные в перечень №2 медицинских изделий (Постановлением утверждены перечень №1- отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска, и перечень №2- медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков).

- для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции, при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".

 

2) Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Отметим следующие значимые положения настоящего Постановления, при применении которых допускаются нарушения требований законодательства о контрактной системе:

- Заказчиком при размещении закупки на поставку лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, могут не установлены настоящие требования, или могут быть неправомерно установлены, когда объектом закупки не является поставка лекарственных средств, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, так как настоящее постановление применяется только к лекарственным средствам, включенным в перечень.

- Уполномоченным органом могут быть допущены нарушения в части применения настоящего Постановления, а также заказчиком при применении условий допуска.

 

 

Контроль в сфере антимонопольного законодательства

 

статья 18.1 135-ФЗ

 

За 2 квартал 2021 года Управлением было рассмотрено 8 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции при проведении закупок по 223-ФЗ и торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

 

Основными допускаемыми в 2021 году нарушениями являются:

1) Нарушение описание объекта закупки по 223-ФЗ;

2) Нарушения в части организации проведения торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

 

Предупреждения № 006/01/10 – 219/2021 ГУП «Ингушавтотранс» о

прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Ингушское УФАС России поступило заявление ООО «Северный поток» на действия ГУП «Ингушавтотранс» по признакам нарушения требований Закона о защите конкуренции, выразившейся в необоснованном отказе от заключения договора ГУП «Ингушавтотранс» с ООО «Северный поток» на оказание услуг на объекте транспортной инфраструктуры.

Ингушским УФАС России было принято решение о необходимости выдаче предупреждения ГУП «Ингушавторанс», согласно которому необходимо заключить договор с ООО «Северный поток» на оказание услуг на объекте транспортной инфраструктуры в срок до 01.06.2021 г.

Предупреждено исполнено в срок.

 

 

Возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Республики Ингушетия по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции

 

В Ингушское УФАС России, поступило обращение от Прокуратуры Республики Ингушетия о проведении проверки на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупочной деятельности Министерства строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Республики Ингушетия.

В ходе проведения проверки выявлено, что в Действия Министерства присутствуют признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении дополнительного соглашения Между Министерством и ООО «СтроймонтажС», которые могут привести к созданию преимущественных условий для хозяйствующего субъекта.

Ингушским УФАС России в отношении Министерства возбуждено дело о нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

 

Возбуждено дело о нарушении антимонопольного

законодательства в отношении ПАО «Россети Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Ингушэнерго» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

 

В Ингушское УФАС России, Управление от Прокуратуры Сунженского района поступило обращение от Потребителя.

Согласно обращению сотрудниками ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» был незаконно составлен акт о безутечном потреблении электрической энергии на территории организации и начислена задолженность в размере более 1 млн.рублей.

Было возбуждено дело в отношении филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующего положения по части незаконного составления акта о безутечном потреблении электрической энергии.

Комиссия Ингушского УФАС России пришла к заключению о наличии признаков нарушения в действиях ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части незаконного составления акта о безутечном потреблении электрической энергии и ущемлении интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности.

 

 

 

Осуществление государственного контроля Федерального закона «О рекламе»

 

Во втором квартале 2021 года Ингушским УФАС России возбуждено 3 дела по признакам нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе. По итогам рассмотрения данных дел вынесено 3 решения о нарушении законодательства.

Кроме того, за отчетный период текущего года в Управление поступило 1 заявление по признакам нарушения законодательства о рекламе, находящееся на стадии рассмотрения.

В Ингушское УФАС России поступило заявление по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившегося в формировании и рассылке SMS - сообщения без получения предварительного согласия абонента, перенаправленное в Управление для рассмотрения центральным аппаратом ФАС России.

Проблема с получением не желательных SMS – сообщений в нашей Республике не стоит столь остро, скажем, по большей части в силу того, что на территории Республики Ингушетия совсем недавно стали функционировать крупные торговые сети, приобретая те или иные товары в которых, покупателю предлагается заполнить анкету со своими данными и номером телефона, для оповещения об особых условиях, на которых можно приобрести товар.

В случае получения не желательного SMS – сообщения на свой мобильный номер, житель Ингушетии может обратиться в Ингушское УФАС России и рассчитывать на помощь в решении данной проблемы.

 

 

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности.

 

Ингушским УФАС России во втором квартале 2021 года, на основании решений Управления, вынесенных комиссией по контролю в сфере закупок при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) Заказчика и Уполномоченного органа Республики Ингушетия о нарушении Закона о контрактной системе, о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, а также по материалам поступивших от Прокуратуры Республики Ингушетия, вынесено 133 постановление о назначении административных наказаний на общую сумму 1 961 014 рублей.

Наиболее частым нарушением является утверждение Заказчиком документации не соответствующей нормам статей 64, 33 Закона о контрактной системе, что предусматривает административную ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Не предоставление информации также является частым нарушением. За указанное правонарушение накладываются штрафы крупных размеров.

 

 

Наверх