Доклад: Итоги работы Ингушского УФАС России за первое полугодия 2021 года
01 июля 2021, 16:47
Тип документа:
Доклады

Доклад: Итоги работы Ингушского УФАС России за первое полугодия 2021 года

 

Осуществление государственного контроля Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(Далее - Закон о контрактной системе)

 

В рамках осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Ингушским УФАС России с 01.01.2021г. по 21.06.2021г. рассмотрено 73 жалобы на 70 закупок. При этом 44 жалобы были признаны необоснованными, 29 жалоб были признаны обоснованными либо частично обоснованными. В 31 закупках выявлены нарушения.

Также, Управлением было проведено 35 инициативных внеплановых проверок по итогам которых в 26 закупках были выявлены нарушения.

Основными допускаемыми нарушениями являются:

1) Нарушение содержания условий контрактов;

2) Необоснованный допуск или отклонение участников закупки;

3) Нарушение в части содержания протоколов;

4) Нарушения описания объекта закупки;

5) Нарушение в части установления единых требование к участникам закупки.

Типовыми нарушениями являются:

- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе

(Заказчиками нарушаются сроки размещения извещения о проведении закупок, сроки размещения информации и документов, связанных с исполнением обязательств по контракту, сроки размещения разъяснений положений закупочной документации)

- нарушения порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя)

(Заказчиками нарушаются требования Закона о контрактной системе в части выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя) при заключении контракта на основании статьи 93 Закона о контрактной системе). Нарушения могут выразиться в неправильном применении статьи 93 Закона о контрактной системе, т.е. Заказчиком неправильно истолкованы положения конкретной части статьи 93 Закона о контрактной системе, и заключен контракта с единственным поставщиком, в то время как следовало осуществить закупку конкурентным способа определения поставщика. Чтобы не допускать подобные нарушения необходимо изучать правоприменительную практику в части применения положений статьи 93 Закона о контрактной системе.

Нарушения порядка выбора способа определения поставщика, Заказчиками допускаются при превышении лимитов заключения контракта с единственным поставщиком на основании статьи 93 Закона о контрактной системе.

- нарушения порядка отбора участников закупок

Это нарушение является одной из наиболее значимых, ввиду того, что влияет на права и интересы участников закупки. Обращаем внимание, что за нарушение порядка отбора участников закупки КоАП предусмотрены существенные штрафы на комиссии Заказчика, при этом участники Закупки могут обжаловать действия комиссий и восстановить свои законные права. В случае выявления нарушения порядка отбора участников закупки Управлением выдается обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов и пересмотре заявок участников.

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

В части касающейся нарушения требований документации, влекущих ограничении участников закупки важно отметить, что основные нарушения допускаются при неправомерном установлении дополнительных требований к участникам, не предусмотренных законодательством. Аналогичные нарушения могут быть допущены при описании объекта закупки, когда объект закупки составлен под определенного производителя.

- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

При заключении контракта Заказчиками допускаются нарушения порядка заключения контракта, при этом случаи бывают разные, как нарушение сроков заключения контракта, так и отказ заказчика или участника заключать государственный (муниципальный) контракт.

В дополнение к вышесказанному отмечаем, что по-прежнему в Управление поступает мало обращений от заказчиков о включении недобросовестных участников закупки в РНП.

Важно отметить, что по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, установлено, что заказчиками все теще крайне редко ведется работа по привлечению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к ответственности (штрафные санкции, пени) за ненадлежащее исполнение обязательства по контракту.

 

УПРАВЛЕНИЕМ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ПРОВОДЯТСЯ ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ЗАКУПОК, РАЗМЕЩЕННЫХ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛНЕНИЯ НАЦПРОЕКТОВ.

За отчетный период Управлением проведены проверки при размещении 41 закупки в сфере исполнения Национальных и федеральных проектов. По итогам проведенных проверок выявлено 33 нарушений в 23 закупках, что составляет 56%.

  • отметить, что по итогам проведенных Управлением аналогичных проверок в прошлом году, в этом году наблюдается динамика снижения количества допущенных нарушений. Напомним, что в 2020 году процент нарушений составил 79.

 

Контроль в сфере антимонопольного законодательства

В период первого полугодия 2021 года Ингушским УФАС России в сфере антимонопольного законодательства была проделана следующая работа:

 

 

СТАТЬЯ 10 Закона о защите конкуренции

  1. ДЕЛО №006/01/10-444/2020

По обращению Заявителя, осуществляющего деятельность на личном подсобном хозяйстве, Управлением рассмотрено дело по признакам нарушения ПАО «Россети Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Ингушэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части нарушения порядка выявления безучетного потребления и ограничения режима потребления электрической энергии на объекте Евлоева И.М. Сотрудниками Ингушэнерго без уведомления потребителя, в нарушение требований Постановления №442, были составлены акты о безучетном потреблении электроэнергии, и введено ограничение электроснабжения.

Заявитель считал незаконными акты, и начисленная задолженность по оплате электроэнергии в размере 35 011 935, 22 рублей

В первом квартале 2021 года Управлением вынесено решение о признании действий поставщика электроэнергии незаконными, и выдано предписание об аннулировании актов о безучетном потреблении электрической энергии и аннулированию расчетов объема безучетного потребления электроэнергии.

Поставщиком электроэнергии были обжалованы в арбитражном суде решение и предписание антимонопольного органа. Однако, в ходе рассмотрения судебного дела поставщиком предписание было исполнено.

  1. ДЕЛО №006/01/10-728/2020 СТАТЬЯ 10

По заявлению ИП рассмотрено дело №006/01/10-728/2020 по признакам нарушения ПАО «Россети Северный Кавказ» (в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго») части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, в части нарушения порядка выявления безучетного потребления и ограничения режима потребления электрической энергии.

Заявитель считал незаконным акт о безучетном потреблении, направленный ему поставщиком электроэнергии без уведомления, расчет задолженности по нему в размере в размере 592 040 руб. 80 коп, а также незаконными действия поставщика электроэнергии по введению режима ограничения на объекте заявителя.

В первом квартале 2021 года Управлением вынесено решение о признании действий поставщика электроэнергии незаконными, и выдано предписание об аннулировании акта о безучетном потреблении электрической энергии и аннулированию расчета объема безучетного потребления электроэнергии.

Поставщиком электроэнергии были обжалованы в арбитражном суде решение и предписание антимонопольного органа. Однако, в ходе рассмотрения судебного дела поставщиком предписание было исполнено.

Часть 1 статья 15 (№135-ФЗ «О защите конкуренции» - «запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти)

Управлением возбуждено дело по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Правительства Республики Ингушетия. Основанием для возбуждения дела послужило не исполненное предупреждение, суть которого заключалась в перерасчете нормативов накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством.

(Суть нарушений по 10 жалобам заключается в том, что Администрация разместила торги по отбору управляющей компании в отношении многоквартирных домов имеющих ранее отобранную организацию. Администрация посчитала, что договор ранее отобранной организации истек и необходимо вновь провести торги, однако в силу действующих положений Жилищного кодекса РФ при истечении срока действия договора с управляющей компанией и при отсутствии претензий со стороны жильцов такой договор подлежит продлению на те же сроки, что были установлены изначальном договоре).

  1. Возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Ингушэнерго» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

 

В Ингушское УФАС России, Управление от Прокуратуры Сунженского района поступило обращение потребителя.

Согласно обращению сотрудниками ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» был незаконно составлен акт о безутечном потреблении электрической энергии на территории организации, расположенной по адресу: и начислена задолженность в размере более 1 млн.рублей.

Было возбуждено дело в отношении филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующего положения по части незаконного составления акта о безутечном потреблении электрической энергии.

Комиссия Ингушского УФАС России пришла к заключению о наличии признаков нарушения в действиях ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части незаконного составления акта о безутечном потреблении электрической энергии и ущемлении интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности.

 

  1. Предупреждения № 006/01/10 – 219/2021 ГУП «Ингушавтотранс» о

прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Ингушское УФАС России поступило заявление ООО «Северный поток» на действия ГУП «Ингушавтотранс» по признакам нарушения требований Закона о защите конкуренции, выразившейся в необоснованном отказе от заключения договора ГУП «Ингушавтотранс» с ООО «Северный поток» на оказание услуг на объекте транспортной инфраструктуры.

Ингушским УФАС России было принято решение о необходимости выдаче предупреждения ГУП «Ингушавторанс», согласно которому необходимо заключить договор с ООО «Северный поток» на оказание услуг на объекте транспортной инфраструктуры в срок до 01.06.2021 г.

Предупреждено исполнено в срок.

 

  1. ОТКАЗАНО В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА

В Управление поступила жалоба от Заявителя на действия ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» о том, что поставщиком незаконно начислена задолженность. В результате рассмотрения заявления, Управлением отказано заявителю в возбуждении дела в ООО «Газпром межрегионгаз Назрань», в связи с тем, что указанные в заявлении, материалах вопросы, не относятся к компетенции антимонопольного органа. А также, от Заявителя в Управление поступил отзыв заявления, в связи с разрешением вышеуказанного вопроса и отсутствием претензий к ООО «Газпром межрегионгаз Назрань».

 

  1. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №006/01/15-64/2021 СТАТЬЯ 15

В ходе мониторинга сайта МУ «Администрация Джейрахского муниципального района» Управлением установлено отсутствие схемы размещения рекламных конструкций на сайте Администрации.

Управлением установлено, что схема размещения рекламных конструкций на территории Джейрахского муниципального района не утверждена.

Согласно части 5.8. ст. 19 Закона о рекламе, органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в бездействии по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории Джейрахского муниципального района, Управлением было выдано предупреждение о необходимости прекращения ограничивающих конкуренцию действий, путем утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Джейрахского муниципального района Республики Ингушетия до 12 апреля 2021 года.

О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Ингушское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Вместе, с тем Администрация предупреждение не исполнило.

  1. ДЕЛО 006/01/15-240/2021 СТАТЬЯ 15

В связи с тем, что Администрацией Джейрахского района не исполнено предупреждение (№006/01/15-64/2021 статья 15), в отношении Администрации возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В настоящее время дело находится на завершающей стадии.

 

Часть 1 статья 17 (№135-ФЗ «О защите конкуренции» в части антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений)

Управление в рамках части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело в отношении Администрации Назрановского района выразившееся в нарушении Земельного кодекса РФ при передаче земельного участка под штрафстоянку.

 

Возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Республики Ингушетия по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции

 

В Ингушское УФАС России, поступило обращение от Прокуратуры Республики Ингушетия о проведении проверки на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупочной деятельности Министерства строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Республики Ингушетия (далее - Министерство).

В ходе проведения проверки выявлено, что в Действия Министерства присутствуют признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении дополнительного соглашения Между Министерством и ООО «СтроймонтажС», которые могут привести к созданию преимущественных условий для хозяйствующего субъекта.

Ингушским УФАС России в отношении Министерства возбуждено дело о нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Статья 18.1 (№135-ФЗ «О защите конкуренции» в части административного обжалования в строительстве)

Управлением за 2021 год было рассмотрено 11 жалоб в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. При этом обоснованными либо частично обоснованными были признаны 11 жалоб. Основные нарушения выявлены в части проведения конкурса по отбору управляющей компания для управления многоквартирным домом.

 

 

Осуществление государственного контроля Федерального закона «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)

В первом полугодие 2021 года Ингушским УФАС России по заявлениям о нарушении рекламного законодательства и по собственной инициативе возбуждено 7 дел по признакам нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе. На данный момент вынесено 6 решений о признании нарушений требований Закона о рекламе. Выдано 6 предписаний об устранении нарушений рекламного законодательства. 2 дела по признакам нарушения Закона о рекламе находятся на стадии рассмотрения.

Всего за отчетный период текущего года в Управление поступило 8 заявлений по признакам нарушения рекламного законодательства, 2 заявления находятся на стадии рассмотрения.

 

Анализы состояния конкуренции на товарных рынках, проведенные в первом полугодии 2021 года

 

1. Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами за 2020 год на территории Назрановского района.

Выводы. Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в 2020 году на территории Назрановского района относится к типу рынков с высокой степенью концентрации.

По итогам проведенного анализа выявлено, что на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в 2020 году на территории Назрановского района действовали два хозяйствующих субъекта ООО «Уютный двор» и ООО «УР РКС». ООО «УР РКС» занимает доминирующее положение на исследуемом рынке с долей превышающей 35%.

2. Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами за 2020 год на территории г. Назрань.

Выводы: Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в 2020 году на территории г. Назрань относится к типу рынков с умеренной степенью концентрации.

По итогам проведенного анализа выявлено, что на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в 2020 году на территории г. Назрань действовали два хозяйствующих субъекта ООО «Чистый мир» и ТСН «Амстердам».

ООО «Чистый мир» занимает доминирующее положение на исследуемом рынке с долей превышающей 35%.

3. Анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Республики Ингушетия за 2020 год.

Выводы: Как следует из проведенного анализа, рынок оказания услуг по ВДГО и ВКГО в географических границах Республики Ингушетия в 2020 году характеризуются неразвитой конкуренцией и высоким уровнем концентрации.

При проведении анализа состояния конкурентной среды на анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по ВДГО и ВКГО на территории Республики Ингушетия за 2020 год установлено, что в указанном субъекте находится хозяйствующий субъект, который занимает доминирующее положение на исследуемом рынке с долей равной 100 %, а именно:

- АО «Газпром газораспределение Назрань».

4. Анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) за 2020 год на территории Республики Ингушетия.

Выводы: Розничный рынок электрической энергии (мощности) в 2020 году на территории Республики Ингушетии относится к типу рынков с высокой степенью концентрации.

По итогам проведенного анализа выявлено, что на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2020 году на территории Республики Ингушетия действуют одна сетевая организация: гарантирующий поставщик филиал ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго».

 

 

5. Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее –ТКО) за 2020 год.

Выводы: Как следует из проведенного анализа, розничный рынок дизельного топлива в географических границах Республики Ингушетия в 2020 году характеризуются неразвитой конкуренцией и высоким уровнем концентрации.

При проведении анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива на территории Республики Ингушетия за 2020 год установлено, что в указанном субъекте находится хозяйствующий субъект, который занимает доминирующее положение на исследуемом рынке с долей превышающей 35%, а именно:

- ООО «РН-Ингушнефтепродукт»

ООО «РН-Ингушнефтепродукт» является дочерней компаний ПАО «НК «Роснефть» относящемуся к ВИНК.

Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений - это основной фактор, способствующий ограничению конкуренции на исследуемом рынке.

 

6. Анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов на территории Республики Ингушетия за 2020 год.

 

Выводы: Как следует из проведенного анализа, розничный рынок автомобильных бензинов в географических границах Республики Ингушетия в 2020 году характеризуются неразвитой конкуренцией и высоким уровнем концентрации.

При проведении анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов на территории Республики Ингушетия за 2020 год установлено, что в указанном субъекте находится хозяйствующий субъект, который занимает доминирующее положение на исследуемом рынке с долей превышающей 35% по реализации автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95, а именно:

- ООО «РН-Ингушнефтепродукт».

ООО «РН-Ингушнефтепродукт» является дочерней компаний ПАО «НК «Роснефть» относящемуся к ВИНК.

Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений - это основной фактор, способствующий ограничению конкуренции на исследуемом рынке.

 

Деятельность Ингушского УФАС России по адвокатированию конкуренции

 

В период первого полугодия 2021 года Ингушским УФАС России, в соответствии с принципом прозрачности и открытости, был проведен ряд методических, информационных мероприятий.

  1. Самым ярким и масштабным событием первого полугодия стал региональный семинар- совещание территориальных органов ФАС России, в котором приняли участие представителя центрального аппарата, руководители территориальных управлений СКФО, ЮФО и не только, а также заместитель руководителя ФАС России Цыганов А.Г., Глава РИ Калиматов М-А.М., председатель Верховного суда РИ, главный федеральный инспектор по РИ, кабинет Правительства РИ, представители государственной и муниципальной власти региона.

 

  1. Кроме того, по плану, было проведено 2 публичных обсуждения для органов государственной и муниципальной власти.
  2. Семинар- совещание методического характера со специалистами Министерства здравоохранения РИ.

Встреча со специалистами ОФСИН по РИ.

  1. 2 пресс- конференции с начала года по вопросам деятельности Ингушского УФАС России.
  2. 2 брифинга с участием региональных печатных и ТВ СМИ по итогам рассмотрения громких дел и основных вопросов развития конкуренции в регионе.
  3. С Главой РИ и кабинетом Правительства РИ совещания в формате методических мероприятий для представителей государственной и муниципальной власти региона.
  4. Совещание под председательством Главы РИ о ходе надзорной деятельности за исполнением Национальных проектов.

Рядом просветительских встреч Управление обозначило важность вопроса реорганизации ГУП и МУП в регионе.

 

  1. Встреча методического характера с участием всех уполномоченных органов власти (Министерство экономики, Министерство имущества, Министерство сельского хозяйства, Комитет промышленности и связи), министра экономического развития РИ прошла в Ингушском УФАС России.
  2. Информационная поддержка была оказана Управлением и в ходе встречи на базе Администрации г. Карабулак, где прошло совещание по разработке плана по реорганизации ГУП и МУП.
  3. Большое совещание для специалистов государственной и муниципальной власти в Правительстве РИ по вопросам реорганизации ГУП и МУП под председательством заместителя начальника правового Управления ФАС России Кузнецовой О.Н.

 

  1. С начала года прошло два заседания Общественного Совета при Ингушском УФАС России, в рамках которых представители общественных движений РИ обсудили деятельность Управления и предложили ряд мер по улучшению качества конкуренции на рынках региона.

 

  1. Кроме того, Управлением было проведено порядка 5 встреч со студентами ВУЗа и СУЗов региона с целью оказания профориентационной помощи при выборе будущей профессии.

 

 

Работа Управления в сфере административного производства.

Ингушским УФАС России в первом полугодии 2021 года, на основании решений Управления, вынесенных комиссией по контролю в сфере закупок при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) Заказчика и Уполномоченного органа Республики Ингушетия о нарушении Закона о контрактной системе, о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, на основании материалов, поступивших от Прокуратуры Республики Ингушетия, вынесено

214 постановлений о назначении административных наказаний на общую сумму 3 472,14 рублей. Оплачено административных штрафов по вынесенным постановлениям на сумму – 1 014,44 рублей.

 

 

 

Приложенные файлы
доклад_на_полугодие_2021-1625665726.docx (36,2 КБ)
Наверх