Доклад «Основные направления и результатах деятельности Ингушского УФАС России за 4 квартал 2020 года»
23 ноября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

«Основные направления и результатах деятельности Ингушского УФАС России за 4 квартал 2020 года»

 

Осуществление государственного контроля Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее - Закон о контрактной системе)

 

В рамках осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ингушское УФАС России с 1 октября по текущий момент поступило 55 жалоб участников закупок, из которых: 12 возвращены в связи с их несоответствием требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г.№44-ФЗ, 12 жалоб отозвано заявителями. По существу было рассмотрено на заседаниях Комиссии Ингушского УФАС России 31 жалоб. Из рассмотренных по существу жалоб: 6 жалоб поданы на действия федеральных заказчиков либо их комиссий, 1 – на действия муниципальных заказчиков, 24 жалоб - на действия заказчиков РИ и их комиссий.

В Ингушское УФАС России поступило 2 обращения от государственных заказчиков о включении победителя закупки в РНП ввиду неисполнения обязательств по государственному контракту. В обоих случае участник не был включен в РНП, так как заказчиком не было доказано недобросовестное поведения хозяйствующего субъекта.

По итогам рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановых проверок по ним Управлением выявлено более 30 нарушений требования Закона о контрактной системе.

 

Типовыми нарушениями являются:

- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

Так, заказчиками нарушаются сроки размещения извещения о проведении закупок, сроки размещения информации и документов, связанных с исполнением обязательств по контракту, сроки размещения разъяснений положений закупочной документации.

 

- нарушения порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя).

При этом наиболее часто Заказчиками нарушаются требования Закона о контрактной системе в части выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя) при заключении контракта на основании статьи 93 Закона о контрактной системе. Нарушения могут выразиться в неправильном применении статьи 93 Закона о контрактной системе, т.е. Заказчиком неправильно истолкованы положения конкретной части статьи 93 Закона о контрактной системе, и заключен контракта с единственным поставщиком, в то время как следовало осуществить закупку конкурентным способа определения поставщика. Чтобы не допускать подобные нарушения необходимо изучать правоприменительную практику в части применения положений статьи 93 Закона о контрактной системе.

Также нарушения порядка выбора способа определения поставщика Заказчиками допускаются при превышении лимитов заключении контракта с единственным поставщиком на основании статьи 93 Закона о контрактной системы.

 

- нарушения порядка отбора участников закупок.

Это нарушение является одним из наиболее значимых, ввиду того, что влияет на интересы участников закупки напрямую. Обращаем внимание, что за нарушение порядка отбора участником закупки КоАП предусмотрены существенные штрафы на аукционную комиссии Заказчика, при этом участники Закупки могут обжаловать действия аукционной комиссий и восстановить свои законные права. В случае выявления нарушения порядка отбора участником закупки Управлением выдается предписание об отмене протоколов и пересмотре заявок участников закупки.

 

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

В части касающийся нарушения требований документации, влекущих ограничении участником закупки важно отметить, что основные нарушение допускаются при неправомерном установлении дополнительных требований к участникам закупки, если Законом о контрактной системе это не предусмотрены. Также аналогичные нарушение могут быть допущены при описании объекта закупки, когда объект закупки составлен под определенного производителя.

 

- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

При заключении контракта Заказчиками допускаются нарушения порядка заключения контракта, при этом случаи бывают разные, как нарушение сроков заключения контракта, так и отказ заказчика или участника заключать государственный (муниципальный) контракт.

 

Также отдельное внимание стоит уделить инструкции по заполнению заявок, размещенной в составе закупочной документации, которая может ввести участников закупки в заблуждения и отклонению их заявок от участия в торгах. Такие действия часто пресекаются комиссией Управления в ходе рассмотрения жалоб по существу.

 

Также часто, при проведении совместных проверок с правоохранительными органами, Управлением выявляются случаи нарушения объявленных условий контракта. Поэтому важно отметить, что контракт заключается исключительно на ранее объявленных в закупочной документации условиях проведении закупки.

 

В дополнение к вышесказанному отмечаем, что по-прежнему в Управление поступает мало обращений от заказчиков о включении недобросовестных участников закупки в РНП.

Также, по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, установлено, что заказчиками крайне редко ведется работа по привлечению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к ответственности (штрафные санкции, пени) за ненадлежащее исполнение обязательства по контракту.

 

Основные нарушения в сфере поставки поставок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, помимо общих, указанных выше, заключается в применении национального режима.

Статьей 14 Закона о контрактной системе установлены следующие ограничения при проведении закупок лекарственных средств и изделий, медицинского назначения:

1) Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Коротко можно отметить следующие особенности, установленные настоящим Постановлением при применении которых допускаются нарушения требований Закона о контрактной системе:

- запрет объединения в один лот включенные и не включенные в перечень №1 медицинских изделий, также в запрет объединения в один лот включенные и не включенные в перечень №2 медицинских изделий (Постановлением утверждены перечень №1- отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска, и перечень №2- медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков).

- для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".

 

2) Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Отметим следующие значимые положения настоящего Постановления, при применении которых допускаются нарушения требований законодательства о контрактной системе:

- Заказчиком при размещении закупки на поставку лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов могут не установлены настоящие требования, или могут быть неправомерно установлены, когда объектом закупки не является поставка лекарственных средств, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, так как настоящее постановление применяется только к лекарственным средствам, включенным в перечень.

- Уполномоченным органом могут быть допущены нарушения в части применения настоящего постановления, а также заказчиком при применении условий допуска.

 

 

Контроль в сфере антимонопольного законодательства

 

ДЕЛО №006/01/10-92/2019 СТАТЬЯ 10

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия вынесла решение по делу №006/01/10-92/2019 о нарушении ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа»-«Ингушэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части составления акта о безучетном потреблении электроэнергии и ограничении режима потребления электрической энергии

Комиссией Ингушского УФАС России установлено, что проверка прибора учета электроэнергии проведена в нарушение требований Основных положений Постановления №442, акт о безучетном потреблении составлен в нарушение требований Основных положений Постановления №442 электрической энергии и отграничение режима потребления электрической энергии в отношении ООО СК «Неон» незаконно.

Признано в действиях Ингушэнерго злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в составлении незаконного акта о безучетном потреблении и ограничении режима потребления электрической энергии на объекте потребителя и выдано предписание об устранении нарушений.

В отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа»-«Ингушэнерго» выдано предписание по отзыву акта о безучетном потреблении.

Также в отношении виновных должностных лиц Ингушэнерго и самого юрлица возбуждены дела об административном правонарушении.

Ингушэнерго обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействительным решение и предписание Ингушского УФАС России.

ИЗМЕНЕНИЯ ЗА 4 КВАРТАЛ: Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении жалоб Ингушэнерго. Решение суда вступило в силу. Предписание антимонопольного органа по аннулированию акта безучетного потребления находится на стадии исполнения Ингушэнерго.

 

 

ДЕЛО ПРОДОЛЖАЕМ РАССМАТРИВАТЬ в 4 квартале:

ДЕЛО №006/01/10-444/2020 СТАТЬЯ 10

По заявлению Евлоева Исропила Мовлаевича (РИ, Назрановский рай., с. Али-Юрт, ул. Евлоева,26), осуществляющего деятельность на личном подсобном хозяйстве, Управлением возбуждено дело по признакам нарушения ПАО «Россети Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Ингушэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части нарушения порядка выявления безучетного потребления и ограничения режима потребления электрической энергии на объекте Евлоева И.М. Сотрудниками Ингушэнерго без уведомления потребителя, в нарушение требований Постановления №442, были составлены акты о безучетном потреблении электроэнергии, и введено ограничение электроснабжения.

Заявитель считает незаконными акты, и начисленная задолженность по оплате электроэнергии в размере 35 011 935, 22 рублей

В настоящее время дело находится на стадии рассмотрения.

 

 

ДЕЛО №006/01/10-728/2020 СТАТЬЯ 10

По заявлению ИП Коригова Б.С. возбуждено дело №006/01/10-728/2020 по признакам нарушения ПАО «Россети Северный Кавказ» (в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части нарушения порядка выявления безучетного потребления и ограничения режима потребления электрической энергии.

Заявитель считает незаконным акт о безучетном потреблении, направленный ему поставщиком электроэнергии без уведомления, расчет задолженности по нему в размере в размере 592 040 руб. 80 коп, а также незаконными действия поставщика электроэнергии по введению режима ограничения на объекте заявителя.

В настоящее время дело находится на начальной стадии рассмотрения.

 

ОТКАЗАНО В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА:

Управлением рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя Оздоевой Хавы Магометовны на действия ПАО «Россети Северный Кавказ» о том, что сетевой организацией незаконно направлено уведомление о введении режима ограничения энергоснабжения 05 октября 2020 года на объекте заявителя (магазин «Ультра-Мен»), в связи с начисленной задолженностью. По итогам рассмотрения жалобы, изучения материалов и запрошенной информации, Управлением вынесено решение об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях поставщика электроэнергии. Поставщиком электроэнергии Управлению представлены письменные пояснения об отсутствии претензии к ИП об оплате задолженности, а уведомление об ограничении режима потребления электроэнергии была направлена ошибочно.

 

ДЕЛО №006/01/17-405/2020 СТАТЬЯ 17

ч. 1. ст.17 Закона о защите конкуренции:

 

Ингушским УФАС России возбуждено дело в отношении Администрации г. Малгобек по признакам нарушения ч. 1. ст.17 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 ст.17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая , что начальная максимальная цена контракта составляет 9 332 750 руб. Комиссия Ингушского УФАС России посчитала действия Заказчика по установлению в извещении и документации закупки Дополнительных требований к участникам закупки в соответствии Постановлением Правительства №99 неправомерными. Таким образом, Комиссией было вынесено решение по ст. 17 Закона о защите конкуренции, в части ограничения конкуренции.

 

 

35 ДЕЛ по ч. 1. ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

Управлением была проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия. В ходе проведения проверки были выявлены признаки нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при проведении процедуры торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

При анализе информации полученной от Минимущества РИ, извещение о проведении аукциона не размешалось в каких-либо изданиях.

Вместе с тем, не опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, предусмотренном пунктом 20 статьи 39.11 ЗК РФ, ограничивает либо может ограничить потенциальный круг участников торгов, что подтверждается участием в торгах единственного участника.

Также, в нарушение подпункта 8 пункта 21, пункта 24 статьи 39.11 и пункта 7 статьи 39.12 ЗК РФ, Минимуществом РИ не предусмотрены условия возврата задатка при отказе в проведении аукциона и отзыва заявки.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.12 ЗК РФ, заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона.

В данных действиях Минимущества РИ усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Дела находятся на стадии вынесения решения.

 

 

 

 

 

Осуществление государственного контроля Федерального закона «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)

 

В четвертом квартале 2020 года Ингушским УФАС России возбуждено 1 дело по признакам нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, поступило 3 заявления по признакам нарушения рекламного законодательства, 2 из них находятся на стадии рассмотрения.

1. Ингушским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля, за исполнением рекламного законодательства выявлены признаки нарушения части 1 статьи 7 вышеназванного законодательства, в части распространения рекламы противоэпилептического препарата «Лирика», также известного под названием «Прегабалин», реклама которого запрещена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Ингушским УФАС России был установлен рекламораспространитель вышеуказанной рекламы, который, в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона рекламе, несет ответственность за данное нарушение.

Этим рекламораспространителем оказалось одно из обществ с ограниченной ответственностью, которому принадлежит абонентский номер, по которому можно заказать вышеуказанный препарат.

На основании изложенного, Ингушским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Так же в Ингушское УФАС России поступают заявления граждан других регионов, по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившегося в формировании и рассылке SMS - сообщений на мобильные номера физических лиц, без их согласия на получение таких сообщений, перенаправляемые в Управление для рассмотрения центральным аппаратом ФАС России.

В четвертом квартале текущего года в Управление поступило 3 подобных обращения.

Проблема с получением не желательных SMS – сообщений в нашей Республике не стоит столь остро, скажем, по большей части в силу того, что на территории Республики Ингушетия отсутствуют крупные торговые сети, приобретая те или иные товары в которых, покупателю предлагается заполнить анкету со своими данными и номером телефона, для оповещения об особых условиях, на которых можно приобрести товар.

В случае получения не желательного SMS – сообщения на свой мобильный номер, житель Ингушетии может обратиться в Ингушское УФАС России и рассчитывать на помощь в решении данной проблемы.

 

 

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности.

 

Ингушским УФАС России в третьем квартале 2020 года на основании решений Управления, вынесенных комиссией по контролю в сфере закупок при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) Заказчиков и Уполномоченного органа Республики Ингушетия о нарушении Закона о контрактной системе, о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, на основании материалов, поступивших от Прокуратуры Республики Ингушетия, а также на основании актов, составленных по итогам контрольных мероприятий, вынесено 63 постановления о назначении административных наказаний на общую сумму 1 млн.514 тысяч рублей. Взыскано административных штрафов на сумму 1 млн. 616 тысяч рублей.

Наиболее частым нарушением является утверждение Заказчиком документации не соответствующей нормам статей 64, 33, 7 Закона о контрактной системе, что предусматривает административную ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в размере 3000 рублей.

Чуть менее частым, является нарушение Уполномоченным органом и Заказчиками порядка отбора участников закупок, а именно необоснованное отклонение и допуск заявок участников закупок, что предусматривает административную ответственность по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Кроме того, согласно статье 23.48 КоАП РФ, в рамках своих полномочий, Ингушским УФАС России рассмотрены дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.9 и части 2 статьи 14.32КоАП РФ, возбужденных по факту нарушения требований антимонопольного законодательства.

В частности, Ингушским УФАС России рассмотрены материалы поступившие от Прокуратуры Республики Ингушетия по признакам нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее – Министерство). По итогам рассмотрения вышеуказанных материалов, Ингушским УФАС России в действиях Министерства выявлены признаки нарушения требований статьи 17 антимонопольного законодательства Российской Федерации при проведении процедуры торгов на право заключения договора аренды земельного участка, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении конкурсных процедур, а именно в нарушении подпунктов 4, 8 пункта 21 и пункта 24 статьи 39.11, а также пункта 7 статьи 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации, не предусмотрены условия возврата задатка при отказе в проведение аукциона и отзыва заявки, а также существует возможность отозвать заявку после даты окончания срока подачи заявок.

 

На основании вышеизложенного, Ингушским УФАС России было возбуждено административное производство в отношении должностного лица Министерства по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ. По итогам рассмотрения дела, вынесено постановление о наложении административного штрафа.

 

Кроме того, Управлением выявлено наличие анти - конкурентного соглашения между двумя строительными компаниями Республики, выразившегося в заключение устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цены при проведении конкурентных процедур осуществления закупок, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и предусматривает административную ответственность по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.

 

Ингушским УФАС России в отношении строительных компаний и их должностных лиц вынесены постановления, предусматривающие административные наказания в виде крупных штрафов.

 

Также Ингушским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением требований Закона о рекламе установлено, что в г. Магас с нарушением требований части 3 статьи 19 законодательства о рекламе, размещена реклама одного из заведений, осуществляющего услуги общественного питания в г. Магас. Управлением по данному факту было возбуждено административное производство в отношении индивидуального предпринимателя по части 1 статьи 14.38 КоАП РФ и выдано предписание об устранении нарушений. Предписание было исполнено в установленный срок.

Наверх