ДОКЛАД ИНГУШСКОГО УФАС РОССИИ ЗА 3 КВАРТАЛ 2019 ГОДА
26 августа 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о состоянии конкуренции

ДОКЛАД ИНГУШСКОГО УФАС РОССИИ

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИЗА 3 КВАРТАЛ 2019 ГОДА

 

Основные федеральные законы, регламентирующие сферу деятельности Ингушского УФАС России:

- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;

- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ;

- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;

- Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ;

- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

  • Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

- и др.

 

Основные функции Ингушского УФАС России представлены по видам осуществляемого государственного контроля (надзора)

 

  1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации:
  2. возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;
  3. проведение проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации;
  4. рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов отдельных видов юридических лиц, продажи государственного или муниципального имущества;
  5. возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  6. обращение в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями, о нарушении законодательства Российской Федерации, участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации;
  7. установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
  8. выдача предостережений, предупреждений (до возбуждения дела) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;
  9. рассмотрение заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции;
  10. согласование приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе согласование сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций);
  11. контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии;
  12. контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  13. контроль за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц;
  14. контроль за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов;
  15. согласование создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации (в том числе заключения соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности);
  16. осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов;
  17. контроль и надзор за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности);
  18. контроль за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав

генерирующих компаний;

  1. контроль за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) электроэнергии в пределах своей компетенции;
  2. согласование уставов обществ взаимного страхования застройщиков до его регистрации в установленном порядке, а также вносимых в них изменений;
  3. согласование изменений условий концессионных соглашений;
  4. согласование установления и изменения порядка вступления в единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков по обязательному причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и выхода или исключения из него;
  5. анализ состояния конкуренции на товарных рынках, мониторинг товарных рынков;
  6. ведение реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  7. выдача (направление) заключения о наличии или отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия, о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;
  8. ведение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  9. формирование и ведение федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности;
  10. ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации;
  11. Контроль (надзор) за соблюдением законодательства о естественных монополиях:
  12. возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере деятельности субъектов естественных монополий, законодательства о естественных монополиях;
  13. проведение проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере деятельности субъектов естественных монополий, законодательства о естественных монополиях;
  14. возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  15. обращение в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении законодательства Российской Федерации, участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации;
  16. контроль за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;
  17. контроль за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;
  18. контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
  19. контроль за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации;
  20. контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативнодиспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле продаже электрической энергии;
  21. рассмотрение ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях»
  22. Контроль (надзор) за соблюдением законодательства о рекламе:
  23. рассмотрение дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
  24. проведение проверок соблюдения требований законодательства о рекламе;
  25. возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  26. обращение в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями, о нарушении законодательства Российской Федерации, участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации;
  27. рассмотрение устных и письменных обращений физических и юридических лиц, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  28. досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) должностных лиц;
  29. подготовка, согласование нормативных правовых актов;
  30. подготовка докладов, ведомственных планов, отчетов, статистической информации, аналитических и иных материалов о деятельности ФАС России.

4. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

  1. .1. рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  2. .2. контроль за соблюдением субъектами осуществления закупок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, включая: осуществление плановых и внеплановых проверок; согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  3. 3. контроль за соблюдением субъектами осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд требований к энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг;
  4. .4. ведение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  5. .5. возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  6. .6. обращение в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями, о нарушении законодательства Российской Федерации, участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации.

 

Сведения о правоприменительной практике Ингушского УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

В рамках осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Ингушским УФАС России с 1 июля по текущий момент поступило 50 жалоб участников закупок, из которых: 14 возвращены в связи с их несоответствием требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г.№44-ФЗ, 6 жалоб отозвано заявителями. По существу было рассмотрено на заседаниях Комиссии Ингушского УФАС России 30 жалоб. Из рассмотренных по существу жалоб: 3 жалобы поданы на действия федеральных заказчиков либо их комиссий, 23 жалобы - на действия заказчиков РИ и их комиссий, 4 жалобы - на действия муниципальных заказчиков и их комиссий.

Всего за отчетный период признано обоснованными и частично обоснованными 20 жалоб участников закупок.

В ходе рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановых проверок Управлением выявлено более 75 нарушений требований норм Закона о контрактной системе.

Типовыми нарушениями являлись:

- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

Так, заказчиками нарушаются сроки размещения извещения о проведении закупки, как конкурентных способов определения поставщика, так и в некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком на основании статьи 93 Закона о контрактной системе.

- нарушения порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя).

При этом наиболее часто Заказчиками нарушаются требования Закона о контрактной системе в части выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя) при заключении контракта на основании статьи 93 Закона о контрактной системе. Нарушения могут выразиться в неправильном применении статьи 93 Закона о контрактной системе, т.е. Заказчиком неправильно истолкованы положения конкретной части статьи 93 Закона о контрактной системе, и заключен контракта с единственным поставщиком, в то время как следовало осуществить закупку конкурентным способа определения поставщика. Чтобы не допускать подобные нарушения необходимо изучать правоприменительную практику в части применения положений статьи 93 Закона о контрактной системе.

Также нарушения порядка выбора способа определения поставщика Заказчиками допускаются при превышении лимитов заключении контракта с единственным поставщиком на основании статьи 93 Закона о контрактной системы.

- нарушения порядка отбора участников закупок.

Это нарушение является одним из наиболее значимых, ввиду того, что влияет на интересы участников закупки напрямую. Обращаем внимание, что за нарушение порядка отбора участником закупки КоАП предусмотрены существенные штрафы на аукционную комиссии Заказчика, при этом участники Закупки могут обжаловать действия аукционной комиссий и восстановить свои законные права. В случае выявления нарушения порядка отбора участником закупки Управлением выдается предписание об отмене протоколов и пересмотре заявок участников закупки.

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

В части касающийся нарушения требований документации, влекущих ограничении участником закупки важно отметить, что основные нарушение допускаются при неправомерном установлении дополнительных требований к участникам закупки, если Законом о контрактной системе это не предусмотрены. Также аналогичные нарушение могут быть допущены при описании объекта закупки.

- нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

При заключении контракта Заказчиками допускаются нарушения порядка заключения контракта, при этом случаи бывают разные, как нарушение сроков заключения контракта, так и отказ заказчика заключать контракта с участником закупки. Как пример, недавно, в Управление поступила жалоба от участника закупки. Согласно доводу жалобы, заказчик отказывается в заключение контракта с ним, ввиду того, что он был единственным участником закупки, чья заявка соответствует требованиям аукционной документации. При рассмотрении жалобы по существу в действиях заказчика было признано нарушение порядка заключения контракта, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности, также было выдано предписания о возобновлении процедуры заключения контракта. Данные решение и предписание Управления были обжалованы заказчиком, однако суды первой апелляционной инстанции подтвердили правомерность позиции Ингушского УФАС России.

Также часто, при проведении совместных проверок с правоохранительными органами, Управлением выявляются случаи нарушения объявленных условий контракта. Поэтому важно отметить, что контракт заключается исключительно на ранее объявленных в закупочной документации условиях проведении закупки.

Одним из направлений по контролю соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ является проведение плановых и внеплановых проверок.

За указанный период Ингушским УФАС России проведены 2 внеплановых проверок (не включая внеплановые проверки, проведенные при рассмотрении жалоб участников закупок). В результате проведенных внеплановых проверок выявлено 75 нарушений требования законодательства о контрактной системе. Ведется работа по привлечению виновных должностных лиц за допущенные правонарушения к административной ответственности.

В дополнение к вышесказанному отмечаем, что по прежнему в Управление поступает мало обращений от заказчиков о включении недобросовестных участников закупки в РНП.

Также, по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, установлено, что заказчиками крайне редко ведется работа по привлечению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к ответственности (штрафные санкции, пени) за ненадлежащее исполнение обязательства по контракту.

Основные нарушения в сфере поставки поставок лекарственных препаратом и изделий медицинского назначения, помимо общих, указанных выше, заключается в применении национального режима.

Статьей 14 Закона о контрактной системе установлены следующие ограничения при проведении закупок лекарственных средств и изделий, медицинского назначения:

1) Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Коротко можно отметить следующие особенности, установленные настоящим Постановлением при применении которых допускаются нарушения требований Закона о контрактной системе:

- запрет объединения в один лот включенные и не включенные в перечень №1 медицинских изделий, также в запрет объединения в один лот включенные и не включенные в перечень №2 медицинских изделий (Постановлением утверждены перечень №1- отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска, и перечень №2- медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков).

- для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".

2) Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Отметим следующие значимые положения настоящего Постановления, при применении которых допускаются нарушения требований законодательства о контрактной системе:

- Заказчиком при размещении закупки на поставку лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов могут не установлены настоящие требования, или могут быть неправомерно установлены, когда объектом закупки не является поставка лекарственных средств, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, так как настоящее постановление применяется только к лекарственным средствам, включенным в перечень.

- Уполномоченным органом могут быть допущены нарушения в части применения настоящего постановления, а также заказчиком при применении условий допуска.

3. Постановление Правительства РФ от 04.12.2017 N 1469 (ред. от 20.06.2018) "Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

- для целей осуществления закупок стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии) (далее - стенты для коронарных артерий и катетеры) для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик отклоняет все заявки по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке стентов для коронарных артерий и катетеров, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявки (окончательного предложения), которая содержит предложение о поставке стентов для коронарных артерий и катетеров, страной происхождения которых является Российская Федерация. Данные положения Упролномоченным органом могут быть не применены, или применены неправомерно.

Также заказчиком допускаются нарушения в части неустановления в извещении требований, в соответствии с настоящим постановлением.

При осуществлении функций по контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок Ингушским УФАС России за третий квартал 2019 года было возбуждено 87 дел об административных правонарушениях.

Административные дела были возбуждены за следующие правонарушения в сфере размещения заказов:

- необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе;

- утверждение документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством о размещении заказа;

- принятие должностным лицом заказчика решения о способе определения поставщика с нарушением требований, установленных Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ;

- отклонение членом котировочной комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о закупках;

- рассмотрение членом котировочной комиссии котировочной заявки, которая в соответствии с законодательством о закупках должна быть отклонена;

- нарушение сроков размещения на официальном сайте информации, подлежащей такому размещению.

Ингушским УФАС России в третьем квартале 2019 года, на основании решений Управления, вынесенных комиссией по контролю в сфере закупок при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) Заказчика и Уполномоченного органа Республики Ингушетия о нарушении Закона о контрактной системе, о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, на основании материалов, поступивших от Прокуратуры Республики Ингушетия, вынесено 87 постановлений о назначении административных наказаний на общую сумму 6 394 540 рублей, оплачено административных штрафов по вынесенным постановлениям – 304000 рублей.

Рассмотрим некоторые примеры:

Наиболее частым нарушением является утверждение Заказчиком документации не соответствующей нормам статей 64, 33 Закона о контрактной системе, что предусматривает административную ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Например: В результате внеплановой проверки, проведенной комиссией Ингушского УФАС России в сфере закупок в рамках рассмотрения жалобы юридического лица на действия (бездействие) Заказчика установлено, что в документации о закупке не указан идентификационный код закупки.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Чуть менее частым, является нарушение Уполномоченным органом порядка отбора участников закупок, а именно необоснованное отклонение и допуск заявок участников закупок, что предусматривает административную ответственность по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Например:

В результате рассмотрения жалобы юридического лица на неправомерные, по его мнению действия (бездействия) Уполномоченного органа Комиссией Ингушского УФАС России в сфере закупок установлено, что в нарушение статей 66, 67 Закона о контрактной системе, Уполномоченным органом нарушен порядок отбора участников закупки, а именно, согласно Протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона, победителем аукциона признано Общество. Вместе с тем, при рассмотрении жалобы установлено, что заявка победителя аукциона подлежала отклонению по первым частям аукциона, так как в первой части заявки Общества относительно позиции 2 технического задания указаны недостоверные сведения в части указания характеристик поставляемого товара.

Кроме того, согласно статье 23.48 КоАП РФ, федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в числе прочих статьями 7.32.5 КоАП РФ.

 

Также, в соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в числе прочих статьей 14.3 КоАП РФ.

Например: Ингушским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства выявлено нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе медицинских услуг.

Номенклатура медицинских услуг определена Приказом от «13» октября 2017 г. № 804н Министерства здравоохранения Российской федерации «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура).

Согласно пункту 3 Номенклатуры, перечень медицинских услуг разделен на два раздела: "A" и "B", построенных по иерархическому принципу.

В соответствии с пунктом 4.1 Приказа, орган зрения включен в перечень медицинских услуг Класса «А», представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Однако на рекламном щите, рекламирующем предоставление медицинских услуг, отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов, что содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, предусматривающую административную ответственность по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

При этом, согласно статье 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, предусмотрена замена административного наказания предупреждением.

Поэтому большое недоумение со стороны должностных лиц заказчика/уполномоченного органа вызывает получение ими спустя какое-то время определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Часто задаются вопросы, почему протокол не был составлен сразу в момент установления нарушения на заседании комиссии УФАС по рассмотрению жалобы.

По данному вопросу поясняем следующее. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности по закупкам. Таким образом, в течении одного года с момента совершения административного правонарушения Управлением может быть вынесено Постановление о наложении штрафа, именно вынесено постановление, а не возбуждено дело. Причем речь идет не о выявлении контролирующими органами правонарушения, а непосредственно момент совершения действий, нарушающих законодательство, например, день, когда принято решение о незаконном отказе в допуске заявке (подписан протокол). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия (например, пропущен срок для оплаты поставленного товара, ответственность предусмотрена ст. 7.32.5 КоАП РФ), срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Кроме того, ответственности подлежит должностное лицо совершившее противоправное деяние, то есть лицо на которое возложена обязанность совершения каких-либо действий, предусмотренных Законом (например: направление сведений об исполненном контракте), а он их не совершил.

При этом, в обязательном порядке должен быть документ, подтверждающий, что на данное лицо возложена такая обязанность (должностная инструкция, регламент, приказ, с которыми такое лицо было ознакомлено). Для того, чтобы установить состав и событие административного правонарушения проводится административное расследование, запрашиваются необходимые документы и сведения, изучаются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Из вышеизложенного следует, что составление протокола на заседании по рассмотрению жалобы противоречит положениям кодекса об административных правонарушениях.

Следует также учитывать, что наказанию подлежит совершение каждого противоправного деяния в отдельности, то есть за необоснованный отказ в допуске заявки по одним и тем же основаниям, но по трем разным аукционам будет возбуждено три административных дела, причем в отношении каждого члена комиссии принявшего незаконное решение об отказе в допуске (подписавшего соответствующий протокол) отдельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания, в том числе, предупреждение; административный штраф; дисквалификация.

В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

 

2) В рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства о рекламе:

Ингушским УФАС России в 3 квартале 2019 года рассмотрено 2 дело, по 1 из которых приняты решения о признании в действиях ответчиков нарушения. По результатам рассмотрения дел выдано 1 предписание об устранении допущенных нарушений. Типовыми нарушениями являлись такие нарушения как:

- распространение рекламы по сетям электросвязи, посредством использования телефонной связи, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламы, в нарушение части 1 статьи 18 Закона «О рекламе».

-распространение рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.

В Ингушское УФАС России поступило заявление (вх. от 10.06.2019 № 1978-НВ) от гр Дохкаева З.А. (далее – гр. Дохкаев З.А.) по признакам нарушения Закона о рекламе.

Согласно заявлению (...)  следует, что на его мобильный телефон принадлежащий ПАО «Мегафон» периодически поступает PUSH-спам с текстами рекламного характера.

В своем заявлении гр. (...) указывает, что не давал своего согласия на получение PUSH-спама.

Исследовав материалы дела, Комиссия Ингушского УФАС России пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интререса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная не персонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом SMS – сообщении (рекламе), содержит сведения об услугах обобщенного характера, представляет интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.

Таким образом, SMS - сообщения (PUSH-спам) с текстами рекламного характера, поступающие на абонентский номер гр. (...)  являются рекламой, так как они неперсонифицированы, направлены на привлечение внимания, формирование интереса у потребителя (абонента), и содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в соучае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что это согласие было получено.

В силу части 2 статьи 44.1 Закона о связи, рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Кроме того, согласно разъяснения ФАС России от 25.09.2017 № АК/65823/17 согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать такого абонента (простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением указанного выше требования.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

В целях установления надлежащего лица и привлечения его по данному делу в качестве рекламораспространителя вышеназванного SMS-сообщения (рекламы), Ингушским УФАС России в адрес ПАО «Мегафон» был направлен запрос (исх. от 13.06.2019 № 2419-КБ) о необходимости предоставления доказательства получения предварительного согласия абонента - гр. Дохкаева З.А. на получение PUSH-спама рекламного характера, заверенной копии договора, по условиям которого была произведена рассылка PUSH-спама рекламного характера на мобильный номер гр. (...) письменного мотивированного пояснения по поводу рассылки вышеуказанного PUSH-спама рекламного характера на мобильный номер гр. (...)   без его предварительного согласия.

В своем ответе (вх. от 24.06.2019 № 2168-ЭП) ПАО «Мегафон» сообщает, что деятельность ПАО «Мегафон» и его взаимоотношения с абонентами регулируются помимо иных нормативных актов Договором, заключенным с абонентом (далее – Договор). Неотъемлемыми частями Договора являются и инфокарта, Условия оказания услуг связи Мегафон (далее – Условия) и тарифный план, выбранный Абонентом. При заключении Договора абонент, которому был выделен абонентский номер «9380101566» своей собственноручной подписью подтвердил, что надлежащим образом ознакомлен и согласен с Условиями, тарифным планом и правилами тарификации и расчетов по выбранному тарифному плану, являющимися неотъемлемыми частями Договора, а также зоной обслуживания сети Оператора, согласен на получение рекламы при использовании услуг. В соответствии с пунктом 14.16 Условий, Абонент имеет право выразить свой отказ от возможности получения рекламы распространяемой по сети связи Оператора. Вместе с тем, до настоящего времени абонент с какими-либо заявлениями, содержащими отказ от получения рекламы, в адрес Оператора не обращался, каких-либо действий, позволяющих Оператору установить его волеизъявление на отказ от получения рекламы, не совершал. Используемая ПАО «Мегафон» форма получения согласия абонента на получение рекламы была предметом оценки при рассмотрении дел судами различных инстанций и признана надлежащей.

Однако ПАО «Мегафон», сославшись на давность заключения Договора и отсутствия его в архиве, не предоставило ни Договор, на основании которого (...) оказываются услуги связи, ни инфокарту, являющуюся неотъемлемой частью этого Договора.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что отправителем (распространителем) нежелательных SMS-сообщений (рекламы) на мобильный номер (...)  которые содержат нарушение части 1 статьи 38 Закона о рекламе является юридическое лицо - ПАО «Мегафон».

По данному факту, Ингушским УФАС России в отношении ПАО «Мегафон» было возбуждено дело № 006/05/18-06/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. от 02.07.2019 № 2738-КБ), дата рассмотрения дела № 006/05/18-06/2019 назначена на 19.07.2018 года в 15 часов 00 минут.

На рассмотрение дела № 006/05/18-06/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе явилась представитель ПАО «Мегафон» - (...) 

Заявитель до начала рассмотрения дела № 006/05/18-06/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обратился в Ингушское УФАС России с ходатайством (вх. от 09.07.2019 № 2394-ЭП) о рассмотрении дела без его участия в связи с тем, что после пребывания в больнице находится на амбулаторном лечении.

Письменных объяснений и иных документов, представленных представителем ПАО «Мегафон» до начала рассмотрения дела, и устных пояснений данных вышеуказанным лицом при рассмотрении дела оказалось недостаточно для всестороннего и объективного рассмотрения дела.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, а также получения дополнительных доказательств, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела № 006/05/18-06/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, срок рассмотрения дела № 006/05/18-06/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе истекал 02.08.2019 года.

В соответствии с пунктом 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила), в целях соблюдения срока рассмотрения дела, Ингушское УФАС России определением о продлении срока рассмотрения дела № 006/05/18-06/2019 (исх. от 19.07.2019 № 3010-КБ) продлило срок рассмотрения дела № 006/05/18-06/2019 до 19.09.2019 года.

Кроме того, в соответствии с пунктом 34 Правил, определением об отложении рассмотрения дела № 006/05/18-06/2019 (исх. от 19.07.2019 № 3008-КБ) Ингушское УФАС России отложило рассмотрение дела № 006/05/18-06/2019 на 08.08.2019 года в 15 часов 00 минут.

На рассмотрение дела явились Заявитель и представитель ПАО «Мегафон» -(...)

ПАО «Мегафон» до начала рассмотрения дела № 006/05/18-06/2019 направило в адрес Ингушского УФАС России письменное пояснение, информацию и документы, запрошенные у ПАО «Мегафон» определением об отложении рассмотрения дела № 006/05/18-06/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно письменного пояснения ПАО «Мегафон» и устного пояснения Представителя следует, что Заявитель в своем заявлении не указал содержание PUSH-спама (рекламы), рекламодателя, рекламораспространителя, дату и время, способ, территорию распространения рекламы.

Также Представитель отметила, что основной целью рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом, является прекращение дальнейшего нарушения рекламного законодательства. С учетом этого, для абонентского номера для абонента номера Заявителя на данный момент в информационно-биллинговой системе оператора установлены все возможные запреты на направление рекламы, никакая реклама ПАО «Мегафон» в адрес Заявителя не направляется.

Далее Представитель указывает на то, что при обращении ПАО «Мегафон» в службу технической поддержки посредством официального сайта производителя модели телефона Nokia – https://www.nokia.com/phones/ru получен ответ, что получение PUSH-спама (рекламы) недоступно для кнопочных моделей телефонов, что подтверждается скриншотом вышеуказанного сайта (скриншот прилагается).

Заявитель на рассмотрении дела № 006/05/18-06/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не смог представить на обозрение Комиссии текст и скриншот полученного PUSH-спама (рекламы) по причине того, что в его кнопочном телефоне Nokia отсутствует фотоаппарат.

Также в Ингушское УФАС России от гр. (...)  по электронной почте поступило уведомление (вх. от 16.07.2019 № 2485-ЭП) о том, что 16.07.2019 года на его абонентский номер было получено SMS-сообщение от ПАО «Мегафон» о том, что услуги телемаркетинга отключены.

При рассмотрении дела гр. (...)  также подтвердил, что после получения уведомления от ПАО «Мегафон», не получал никаких SMS-сообщений (рекламы).

Кроме того, гр. (...)  располагает Договором об оказании услуг связи № 150706042507 от 06.07.2015 года (лицевой счет: 65185552) (далее – Договор) заключенного между Заявителем и ПАО «Мегафон», представленным на обозрение Комиссии.

Согласно Договора, гр. (...)  дал свое согласие на получение SMS-сообщений (рекламы) не поставив галочку в графе «не согласен» напротив строки: «получение рекламы при использовании Услуг, если не указано другое». Таким образом, для того чтобы отказаться от получения SMS-сообщений (рекламы), гр. (...)  должен был поставить галочку в вышеуказанной графе.

Таким образом, гр. (...)  давал свое согласие на получение SMS-сообщений (рекламы) от ПАО «Мегафон» вообще, и указанного в своем заявлении PUSH-спама (рекламы) в частности.

При таких обстоятельствах, в действиях ПАО «Мегафон» не усматривается нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, в части формирования и распространения PUSH-спама (рекламы) на абонентский номер гр. (...)  

Дело № № 006/05/18-06/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по заявлению гр. (...)  в отношении юридического лица – публичного акционерного общества «Мегафон» (ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585; юридический адрес: 127006, г. Москва, Оружейный переулок, 41) прекращено в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

 

 

Второе дело:

В Ингушское УФАС России от ФАС России по электронной почте поступило заявление (вх. от 29.04.2019 № 1518-ЭП) от гр. Петличенко А.В. по признакам нарушения Закона о рекламе.

Согласно заявлению гр. (...)следует, что 25.04.2019 г. в 18 часов 00 минут на его мобильный телефон (номер +79055383043) присылали нежелательное SMS - сообщение (рекламу), отправителем которого является буквенный идентификатор ClientMedia следующего содержания: «Неделя выгодных предложений в ЖК «Октябрьское поле»! Только до 30.04. готовые квартиры за 217 тыс. за кв. м. 84951519114».

Исследовав материалы дела, Комиссия Ингушского УФАС России пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интререса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная не персонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом SMS – сообщении (рекламе), содержит сведения об услугах обобщенного характера, представляет интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.

Таким образом, SMS-сообщение: «Неделя выгодных предложений в ЖК «Октябрьское поле»! Только до30.04. готовые квартиры за 217 тыс. за кв. м. 84951519114», является рекламой, так как оно не персонифицировано, направлено на привлечение внимания, формирование интереса у потребителя (абонента), и содержит признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в соучае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что это согласие было получено.

В силу части 2 статьи 44.1 Закона о связи, рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Кроме того, согласно разъяснения ФАС России от 25.09.2017 № АК/65823/17 согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать такого абонента (простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением указанного выше требования.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

В целях установления надлежащего лица и привлечения его по данному делу в качестве рекламораспространителя вышеназванного SMS-сообщения (рекламы), Ингушским УФАС России в адрес ПАО «МТС» был направлен запрос (исх. от 13.05.2019 № 2040-КБ) о необходимости предоставления доказательства получения предварительного согласия абонента - гр. Петличенко А.В. на получение вышеуказанной нежелательной рекламы с буквенного идентификатора ClientMedia, заверенной копии договора, по условиям которого была произведена рассылка вышеуказанного нежелательного SMS-сообщения рекламного характера на мобильный номер (...)  через SMS-центр, письменного объяснения по поводу рассылки вышеуказанного нежелательного SMS-сообщения (рекламы) на мобильный номер абонента - гр. (...) без его предварительного согласия.

В своем ответе (вх. от 27.05.2019 № 1818-НВ) ПАО «МТС» сообщает, что нежелательное SMS-сообщение (реклама): «Неделя выгодных предложений в ЖК «Октябрьское поле»! Только до30.04. готовые квартиры за 217 тыс. за кв. м. 84951519114» было отправлено на абонентский номер гр. Петличенко А.В. +79055383043 юридическим лицом - обществом с ограниченной ответственностью «СМС Трафик» (ИНН: 7705642257, ОГРН: 1057746117384; юридический адрес: 115088, г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д. 20«А», строение 4, 1-й подъезд, 2 этаж, пом.2; Почтовый адрес: 115088, г. Москва, а/я 82 далее – ООО «СМС Трафик») на основании Договора № б/н от 12.12.2017 года, заключенного между ПАО «МТС» и ООО «СМС Трафик».

Ингушским УФАС России в адрес ООО «СМС Трафик» был направлен запрос (исх. от 29.05.2019 № 2285-КБ) о предоставлении информации, запрошенной Ингушским УФАС России у ПАО «МТС» вышеуказанным письмом от 27.05.2019 № 1818-НВ.

Согласно ответу (вх. от 13.06.2019 № 2018-ЭП) следует, что инициатором рассылки вышеуказанного не желательного SMS-сообщения на мобильный номер гр. (...) , является Акционерное общество «МегаЛабс» (ИНН: 7713556058, ОГРН: 1057747083767; юридический адрес: 127006, г. Москва, Оружейный переулок, д. 41, офис 157, далее – АО «МегаЛабс») в соответствии с Договором № 480/13 оказания услуг предоставления доступа к системе и обработки данных от 01.11.2013 года.

Ингушским УФАС России в адрес АО «МегаЛабс» был направлен запрос (исх. от 18.06.2019 № 2488-МТ) о необходимости предоставления информации, запрошенной Ингушским УФАС России у ПАО «МТС» вышеуказанным письмом от 27.05.2019 № 1818-НВ.

В своем ответе (вх. от 01.07.2019 № 2241-ЭП) АО «МегаЛабс» сообщает, что рассылка вышеуказанного не желательного SMS-сообщения (рекламы) осуществлялась по заказу публичного акционерного общества «Мегафон» (ИНН: 7812014560; ОГРН: 1027809169585; юридический адрес: 127006, г. Москва, Оружейный переулок, д. 41, далее – ПАО «Мегафон») в рамках Дополнительного соглашения № 2 от 09.01.2017 года (далее – Дополнительное соглашение) к Генеральному соглашению № 4, по которому АО «МегаЛабс» оказывает ПАО «Мегафон» услуги по предоставлению доступа к интерфейсу размещения рекламно-информационных материалов абонентов ПАО «Мегафон». В свою очередь заказ на рассылку вышеуказанного не желательного SMS-сообщения (рекламы) у ПАО «Мегафон» осуществил корпоративный клиент ПАО «Мегафон» - общество с ограниченной ответственностью «РГ-Девелопмент» (ИНН: 7729760588, ОГРН: 5137746227670; юридический адрес: 119415, г.Москва, проспект Вернадского, д. 41 строение 1) по заключенному договору оказания услуг связи с подключенной услугой «Мегафон.Таргет».

Согласно Дополнительному соглашению, ПАО «Мегафон» обязуется получить согласие абонентов, среди которых предполагается осуществить распространение рекламно-информационных материалов и использовать при формировании информационного или рекламного сообщения абонентские номера только тех абонентов, у которых такое согласие было получено (пункты 2.6 и 3.8).

При этом ООО «РГ-Девелопмент» самостоятельно определяет желаемое имя отправителя, текст предполагаемого к отправке текстового сообщения и осуществляет выбор абонента-получателя в электронной форме с помощью имеющегося у него программного интерфейса. АО «МегаЛабс» не осуществляет непосредственного направления абоненту короткого текстового сообщения, а лишь предоставляет доступ к интерфейсу направления рекламно-информационных материалов. АО «МегаЛабс» не является оператором подвижной радиотелефонной связи и не владеет оборудованием, позволяющим в рамках действующего законодательства направлять короткие текстовые сообщения абонентам. При этом в Дополнительном соглашении, обязанность получения согласия абонента установлена в отношении ПАО «Мегафон» и в свою очередь транслирована ООО «РГ-Девелопмент» в рамках оферты услуги «Мегафон.Таргет». Рассылка вышеуказанного SMS-сообщения (рекламы) была инициирована ООО «РГ-Девелопмент», сформировавшим текст SMS-сообщения и выбравшим в качестве получателя абонентский номер +79055383043, принадлежащий Заявителю, то есть, осуществившим волевые действия по рассылке сообщения по сетям электросвязи. Буквенный идентификатор ClientMedia является именем отправителя, которое ООО «РГ-Девелопмент» самостоятельно указывает при формировании текста сообщения. Таким образом, рекламораспространителем вышеуказанного SMS-сообщения (рекламы) является ООО «РГ-Девелопмент».

На основании изложенного и ответа ПАО «Мегафон» Комиссия пришла к выводу, что отправителем (распространителем) вышеуказанного не желательного SMS-сообщения (рекламы) на мобильный номер гр. (...) , которое содержит нарушение части 1 статьи 38 Закона о рекламе является именно юридическое лицо - ООО «РГ-Девелопмент».

Признано в действиях юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «РГ-Девелопмент» (ИНН: 7729760588, ОГРН: 5137746227670; юридический адрес: 119415, г.Москва, проспект Вернадского, д. 41 строение 1) нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Выдано предписание об устранении нарушения Закона о рекламе путем прекращения формирования и рассылки не желательного SMS - сообщения (рекламы).

За период с января по май 2018 года общая сумма наложенного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составила 100 тысяч рублей.

В рамках рассмотрения административных дел о нарушении законодательства о рекламе, Ингушским УФАС России за период с января по май 2018 года было вынесено 4 постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения.

3) В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного Ингушским УФАС России проделана следующая работа.

 

Ингушским УФАС России в 3 квартале 2019 года возбуждено и рассмотрено:

- выдано 5 предупреждений по статье 15 Закона о защите конкуренции (отсутствие в Положении процедуры отбора хозяйствующих субъектов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Карабулак; передача функций, возложенных на Администрацию г. Карабулак, МУПу «Управляющая компания г. Карабулак», а также отсутствие в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Предоставления земельных участков в собственность и в аренду на торгах» норм Земельного Кодекса РФ);

- возбуждено и находится на рассмотрении 1 дело о нарушении Администрацией г. Карабулак статьи 15 Закона о защите конкуренции (отсутствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на официальном сайт в сети интернет);

- По результатам рассмотрения 12 дел, адм. г. Магас признана нарушившей статью 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся не мотивированный отказе в выдаче разрешения на установку рекламных щитов на земельных участках. На основании данных решений выдано 12 предписаний, с требованием прекращении бездействий влекущих за собой ограничения конкуренции на рынке рекламных услуг

- 19 дел по части 1 статье 17 Закона о защите конкуренции в отношении адм. г.Малгобек и Минстрой РИ (выявлены признаки нарушения при проведения процедуры торгов)

- рассмотрены 4 жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции (3 жалобы были признаны обоснованными и 1 не обоснована)

Предупреждение по статье 15

Ингушским УФАС России при проведении плановой выездной проверки в отношении Администрации г. Карабулак были выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при издании Распоряжения от 24.12.2018 №526 «О передачи функций по предоставлению муниципальной услуги МУП «Управляющая компания г. Карабулак» выразившихся в действии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно:

Администрацией г. Карабулак, Постановлением от 08.11.2016 №289 «Об утверждении в новой редакции реестра муниципальных услуг, предоставленных» утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией г.Карабулак в новой редакцией (далее - Реестр). В соответствии с пунктом 2 Реестра, выдача единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов осуществляется отделом архива и по хозяйственного учета Администрации г. Карабулак.

Однако Распоряжением от 24.12.2018 №526, в целях эффективной организации работы по обслуживанию общедомового имущества многоквартирных домов и в соответствии с пунктами 2.2.7, 3.1.5 договора на управление, техническую эксплуатацию и коммунального обслуживания многоквартирных домов, Администрация г. Карабулак передала МУПу «Управляющая компания г. Карабулак» функции по ведения похозяйственных книг, соответствующую техническую документацию по обслуживанию домов, делопроизводства (выдача справок с места жительства, справок о составе семьи).

А Распоряжением от 28.01.2019 №18 «О создании комиссии по передаче книг похозяйственного учета МУП «Управляющая компания», книги похозяйственного учета переданы МУПу «Управляющая компания».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Таким образом, передача функций, возложенных на Администрацию г. Карабулак, МУПу «Управляющая компания г. Карабулак» нарушало пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в действии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на территории г. Карабулак.

Ингушское УФАС России на основании статьи 39.1 Закон о защите конкуренции было выдано предупреждение о необходимости в срок до 31.07.2019 года прекращения указанных действий путем отмены Распоряжения от 24.12.2018 №526 «О передачи функций по предоставлению муниципальной услуги МУП «Управляющая компания г. Карабулак», а также Распоряжения от 28.01.2019 №18 «О создании комиссии по передаче книг похозяйственного учета МУП «Управляющая компания».

Предупреждение в указанный срок исполнено.

 

Дело по статье 15:

Ингушским УФАС России при проведении плановой выездной проверки в отношении Администрации г. Карабулак были выявлены признаки нарушения частей 3, 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о торговой деятельности) выразившихся в бездействии, которое приводит или может привести к нарушению устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 4 статьи 10 Закона о торговой деятельности предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

Согласно части 5 статьи 10 Закона о торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В нарушение части 5 статьи 10 и пунктов 1-3 части 2 статьи 1 Закона о торговой деятельности на официальном сайте Администрации г. Карабулак отсутствует схема размещения нестационарных торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на сайте Администрации г. Карабулак на дату выдачи настоящего предупреждения не размещена.

При предоставлении мест под нестационарные торговые объекты органы местного самоуправления должны руководствоваться Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом о торговой деятельности и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления).

Согласно пунктам 1-3 части 2 статьи 1 Закона о торговой деятельности целями указанного закона являются: обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечение доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, в том числе баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов.

В соответствии с главой 3 Закона об организации местного самоуправления одним из вопросов местного значения является создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В соответствии со статьей 15 Закона о торговой деятельности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории г. Карабулак.

Указанное бездействие носит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на рынке торговли в нестационарных торговых объектах.

По данному факту Ингушским УФАС России было выдано Администрации г. Карабулак Предупреждение №006/01/15-70/2019 (исх. от 16.07.2019 №2914-МО) о прекращении действий (бездействия), которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, (далее - Предупреждение №006/01/15-70/2019), о необходимости прекращения действий ограничивающих конкуренцию на рынке обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории г. Карабулак, путем разработки и размещения схемы нестационарных торговых объектов на сайте Администрации г. Карабулак. Однако, по истечению установленного Управлением срока (до 31.07.2019 года), Администрация г. Карабулак не уведомило о выполнении Предупреждения №006/01/15-70/2019, в соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции. Ходатайство о продлении срока исполнения Предупреждения №006/01/15-70/2019, в соответствии с частью 5 статьи 39. 1 Закона о защите конкуренции в Управление не поступало.

В соответствии с частью 8 статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ингушским УФАС Росси издан Приказ от 14 августа 2019 №77 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

В ходе рассмотрения дела №006/01/15-70/2019 Комиссией Ингушского УФАС России установлено, что отсутствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по уборке и благоустройству территорий.

В рамках рассмотрения дела в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был проведён анализ состояния конкуренции, входящих в предмет рассмотрения дела (далее — анализ состояния конкуренции). Анализ состояния конкуренции проведён в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Анализ состояния конкуренции приобщён к материалам дела.

В Республике Ингушетия, как и по всей Российской Федерации, большое количество хозяйствующих субъектов готовых оказывать услуги на рынке торговых объектов. Данный рынок можно охарактеризовать как высококонкурентный.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В ходе рассмотрения дела Администрация города Карабулак была признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в отсутствии схемы размещения нестационарных торговых объектов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории г. Карабулак.

Также Администрации города Карабулак было выдано обязательное для выполнения предписание о необходимости утверждения и размещения схемы размещения нестационарных торговых объектов на официальном сайте Администрации г. Карабулак в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Дело по статье 17

Ингушское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «А-1» (367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Насрудинова, д. 42б, далее – ООО «А-1», Заявитель) на действия (бездействия) заказчика – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (далее – Минстрой РИ, Заказчик), при проведении процедуры размещения закупки способом запроса предложений в электронной форме №0114200000118001959 на выполнение работ по строительству объекта «Детский сад на 220 мест в городе Карабулак (далее – ЗП№0114200000118001959), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьёй 105 Закона о контрактной системе, на основании пропущенного срока обжалования положения документации и (или) извещения о проведении ЗП№0114200000118001959, жалоба была возвращена Заявителю без рассмотрения.

Однако по доводам изложенных в жалобе Заявителя, усматривались признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам анализа доводов жалобы, а также документации ЗП№0114200000118001959, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок «zakupki.gov.ru» (далее – ЕИС), выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно:

Министерством финансов Республики Ингушетия (далее - Уполномоченный орган), 21 ноября 2018 года в ЕИС размещено извещение о ЗП№0114200000118001959 на выполнение работ по строительству объекта «Детский сад на 220 мест в г. Карабулак» и сдача его в эксплуатацию с начальной (максимальной) ценой контракта 129 884 210.00 рублей (заказчик закупки Минстрой РИ).

В соответствии с извещением ЗП№0114200000118001959, а также пункту 39 Информационной карты, начало работ со дня заключения контракта, а окончание строительства 20 декабря 2018 года.

Согласно Проектной документации «Окончательно принимаем продолжительность строительства проектируемого объекта – 12,0 мес., в том числе подготовительный период 1,0 мес.

В извещении ЗП№0114200000118001959 установлено, что дата рассмотрения и оценки заявок 03.12.2018 года. Учитывая регламентированные Законом о контрактной системе этапы определения победителя запроса предложения, наименьший срок заключения победителем запроса предложения контракта (в случаи поступления одной заявки на участие в запросе предложений) составляет не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов. Соответственно, срок выполнения работ по строительству объекта «Детский сад на 220 мест в городе Карабулак (заключение контракта и окончания строительства, то есть 20 декабря 2018 года), составляет менее десяти календарных дней.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Ингушского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях ответчика по следующим основаниям.

По результатам исследования состояния конкуренции на ЗП№0114200000118001959, было установлено:

1) Анализ состояния конкуренции охватывает временной интервал с 21.11.2018 (дата опубликования извещения о проведении запроса предложений в электронной форме) по 10.07.2019 (дата издания приказа о возбуждении дела).

2) Предмет торгов в целях исследования определён как выполнение работ по строительству объекта «Детский сад на 220 мест в г. Карабулак» и сдача его в эксплуатацию.

3) Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, определён как состав участников аукциона, которые подали заявки на участие в торгах, не отозвали свои заявки, и чьи заявки не были отклонены.

В исследованном аукционе единственным допущенным участником являлся ООО "СЕВКАВСТРОЙ".

Проведенный анализ рынка показал, что по Российской Федерации большое количество хозяйствующих субъектов занимающихся строительством зданий и сооружений. Данный рынок можно охарактеризовать как высококонкурентный.

Таким образом, действия Минстроя РИ по установлению технически невозможных для строительства такого рода объекта сроков, а именно менее десяти календарных дней для строительства объекта «Детский сад на 220 мест в городе Карабулак», приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что является признаком нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с изложенным издан Приказ Ингушского УФАС России от 10 июля 2019 №73 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Минстроем РИ части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении конкурсных процедур на выполнение работ по строительству объекта «Детский сад на 220 мест в городе Карабулак.

Комиссией Ингушского УФАС России установлено, что в действиях Минстроя РИ по установлению технически невозможных для строительства такого рода объекта сроков, а именно менее десяти календарных дней для строительства объекта «Детский сад на 220 мест в городе Карабулак», приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что является признаком нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции..

 

 

Наверх